Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли солн­це всег­да бу­дет све­тить, то в по­ле все по­вя­нет, по­то­му ну­жен бы­ва­ет дождь. Ес­ли все бу­дет дож­дить, то все поп­ре­ет, по­то­му ну­жен ве­тер, что­бы про­ду­вал. А ес­ли вет­ра не­дос­та­точ­но, то нуж­на бы­ва­ет и бу­ря, что­бы все про­нес­ло. Че­ло­ве­ку все это в свое вре­мя бы­ва­ет по­лез­но, по­то­му что он из­мен­чив.

преп. Амвросий

Пос­то­ян­но от­рад­ная жизнь при­во­дит к не­от­рад­ным весь­ма пос­ле­д­стви­ям. И в при­ро­де ви­дим, не всег­да при­ят­ная вес­на и пло­до­род­ное ле­то, а бы­ва­ет и дожд­ли­вая осень, и хо­лод­ная снеж­ная зи­ма, и по­ло­водье, и раз­ные вет­ры и бу­ри, и сверх то­го не­у­ро­жай и го­лод, и раз­ные смя­те­ния и бо­лез­ни, и иные мно­гие бе­ды. Все это пот­реб­но, что­бы че­ло­век на­у­чил­ся бла­го­ра­зу­мию, тер­пе­нию и сми­ре­нию. Так как в бла­го­по­лу­чии боль­шей час­тию он за­бы­ва­ет­ся, а в раз­лич­ных скор­бях де­ла­ет­ся бо­лее вни­ма­тель­ным к сво­е­му спа­се­нию.

преп. Амвросий

Ес­ли че­ло­век тер­пит скор­би с по­кор­ностью во­ле Бо­жи­ей, ис­по­ве­ду­ясь во гре­хах сво­их, то чрез это из­бав­ля­ет­ся от тя­го­ты веч­ных му­че­ний. По­э­то­му луч­ше по­тер­пим здесь неп­ри­ят­нос­ти, как бы они тяж­ки ни бы­ли, воз­вер­зая пе­чаль свою на Гос­по­да и мо­лясь Ему со сми­ре­ни­ем, да из­ба­вит нас от ма­ло­ду­шия и от­ча­я­ния, ко­то­рые ху­же вся­ких гре­хов.

преп. Амвросий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

ЗАВИСТЬ

Молись за того, кому завидуешь

Кому завидуешь, за того Богу молись. Старайся ни к кому не иметь пристрастия, но люби всех равно.

Смирение и послушание врачует недуг зависти

Одну <сестру> от уныния и другую от зависти да избавит Господь и вразумит на полезное. Обеим надо иметь как врачевство от недугов смирение и послушание к своей матери, а не верование своим помыслам.

Чтобы меньше завидовать, считай себя хуже всех

Зависть из сердца старайся истреблять. Всегда отдавай предпочтение прочим, а себя считай хуже их, тогда меньше будешь смущаться завистью.

Зависть порождает немирствие

Немирствуешь против келейницы. Явно, что ты по зависти немирствуешь. Сего бы не должно быть. Завидуешь, что м. игумения хорошо относится к ней. Тебя это раздражает. Не надо кичиться пред другими. В очах Божиих она, может быть, ценнее тебя. Молитесь друг за друга да исцелеете.

ЗАМЕЧАНИЯ

Делать замечания надо так, чтобы не оскорбить, и с самоукорением и кротостью

Пишешь: "Тяжело делать замечания сестрам в церкви". Но если тебе это дело поручено м. игуменией, то должно делать замечания с самоукорением. А если не поручно, то и не следовало бы тебе самой входить в это дело. В других монастырях для наблюдения за порядком в церкви поставляются благочинные. Пусть они и смотрят, а ты о себе заботься.


Игуменской келейной заметила справедливо. Но говорить надо так, чтобы не оскорбить. Старайся нерезко говорить.


Варваре, что находишь нужным, говори одной, а не при всех, и с кротким духом. Кроткое обращение скорее достигает цели.


Старшим можно сделать замечание за их несправедливые поступки, только с кротостью. Может быть, и послушают.


Когда нужно, то неисправным надо делать замечание, не обращая внимание на то, что они могут рассердиться или что перед сном. Старайся только без раздражения делать. А если видишь, что та, которой сделала замечание, осталась смущена, то положи за нее несколько поклонов.

ЗАМУЖЕСТВО

Если дочь не идет в монастырь, то надо выдать ее замуж, а одинокой оставаться неполезно.

Насильно отдавать замуж или женить не следует

Большое семейство - не помеха, если они, как ты говоришь, живут мирно и жених - хороший человек. Это очень приятно слышать. Затем одно условие: если жених нравится невесте, то Бог благословит, а если не нравится, то насильно отдавать не надо, как другие родители делают.


Дочь замуж отдавать Бог благословит. Пусть сами выбирают жениха, который бы невесте нравился да поведением получше был.


Знакомая твоя женщина пусть женит сына на той невесте, которая ему самому более по сердцу.

Перед свадьбой следует говеть

Бог благословит Гавриила и Пелагею сочетаться браком, только пусть поговеют в сем посту и за неделю до свадьбы.

Замуж лучше выходить здоровой

Сестре Стриженовой не советую выходить замуж до полного выздоровления. Замужняя жизнь и крепкие организмы подрывает, а для больных и скорую смерть готовит.

В замужестве надо жить, да терпеть, и молиться Богу

Софии уходить от мужа нет благословения. А надо жить, да терпеть, и молиться Богу. Господь не оставит ее.

Вдовы могут выходить замуж

Татиане можно идти замуж, если не хочет вдовой быть.

ЗАПОВЕДИ

Спаситель нам оставил заповеди и учение Свое, которое в Евангелии, а св. отцы это божественное учение нам растолковывали в своих книгах, которых очень много!


Надо всегда приносить Господу покаяние в своих неисправностях и понуждать себя к исполнению заповедей Господних и монашеских обетов.

ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ

Здоровье и жизнь есть дар Божий

...Здоровием и жизнию должно дорожить, ибо это есть дар Божий. А если где потребует крайняя необходимость, там, конечно, должно жертвовать и здоровием, и жизнию.

ИЕРУСАЛИМ

Неполезно молодым, особенно из монастыря, ездить в Иерусалим

Евстолии и Паше в Иерусалим ехать не советую. Неполезно это молодым, особенно из монастыря. Лучше пусть у себя в монастыре усерднее молятся - тот же Иерусалим будет.

ИЗМЕНА

Пишешь, что между сестрами есть неисправные. – И м. игумении писал я, и тебе пишу, что без этого обойтись нельзя, что и среди 12-ти апостолов, окружавших Господа Иисуса Христа, оказался один изменник - Иуда. И пословица старинная такая сложилась: "В семье не без урода".

ИСКУШЕНИЕ

Без искушений прожить нельзя

Без искушений и скорбей никто не живет, такая уж жизнь наша.


Касательно священника вашего, если его совсем отставят от должности, тогда можно попросить митрополита, чтобы дал вам поблагонадежнее, и даже можете указать конкретно, если имеете кого на примете. А если ему придется поменяться, пусть будет так. Ведь говорите, что слух хороший носится про того священника, с которым ваш хочет меняться. Значит, на этот счет можете быть покойны. Будущее же наше в руках Божиих. И без искушений прожить век нельзя. Не то - так другое; не другое - так третие. Потому и Господь предостерегает: "будите готови" .

Искушения посылаются к нашей пользе, и надо переносить их со смирением

А если когда какое искушение придет, то перенеси его со смирением. Искушения посылаются к пользе нашей, без них нельзя....


От невоздержания искушение тебе случилось, в первом - ты сама виновата. Видно, к смирению.

К искушениям надо быть всегда готовым

А к искушениям все-таки старайся быть всегда готовою, ибо враг спасения нашего не дремлет, а всегда старается как-нибудь и чем-нибудь насолить нам. Но смиряться и малодушествовать не следует, а надо всегда обращаться с усердною молитвою ко Господу.

От ночных искушений надо ограждаться памятью Божию

Искушения ночные не надо подробно объяснять, а надо более смиряться и памятию Божиею ограждаться.

Чтобы противостоять искушениям, надо быть внимательнее к себе во всяком деле и месте

Странствовать идти и не думай, это искушение. Терпи здесь <в монастыре> со смирением и спасешься.


Спрашиваешь, как быть, когда неожиданно искушения случаются. - Скорее каяться надо пред Господом, и укорять себя, и быть внимательнее к себе во всяком деле и месте. Внимание необходимо для спасения.

ИСПОВЕДЬ

... на исповеди ничего не надо скрывать

...грехи никогда не надо скрывать или говорить неясно, надо стараться объяснять их так, как были. В чем позабыла покаяться, а теперь написала, Господь да простит.


Ничего не скрывай на исповеди, но во всем чистосердечно исповедуйся.


Молись, и проси у Господа прощения в грехах, и во всем на исповеди кайся отцу духовному.


В чем беспокоит совесть, надо говорить все духовнику на исповеди.

Молитесь Господу о прощении своих грехов, и просите помощи, чтобы исправиться, и сами понуждайте себя. Господь да простит вас. На исповеди надо говорить все.

Во всех грехах надо исповедоваться с верою любому священнику - каешься Богу, а не священнику

Пишешь, что не можешь своему батюшке говорить грехи. - Это нехорошо и грешно, это враг тебя смущает. Почему же ты не можешь ему говорить? Что он, что я, что другой священник - у всех благодать одна, и надо исповедоваться каждому с верою. А будешь что скрывать, то и прощения не получишь. Стыдиться тут нечего - каешься Богу, а не священнику. Пиши и мне, если хочешь, я не запрещаю, но исповедоваться надо во всем. Господь да поможет тебе.

Исповедоваться надо лично и устно

Исповедуешь мне грешному свои помыслы. Хорошо исповедовать их письменно, ибо и от сего исповедующий чувствует в душе облегчение; но еще лучше исповедовать лично и устно.


На исповеди грехи не надо утаивать. Заочно и письменно грехи не разрешают. Запрещено церковными правилами. Это и у о. Макария в письмах есть. А если пишут в письмах: "Бог простит", - то это лишь пожелание, а не разрешение.

Людям, склонным к самоубийству, исповедь может принести огромную пользу

Сестре твоей Вере, склонной к самоубийству, великую пользу могла бы принести искренняя и смиренная исповедь пред духовным отцем в своих заблуждениях.

Исповедовать помыслы надо с покаянием, а выслушивать исповедь - с молитвою

Исповедовать свои помыслы надо с сердечным сокрушением, с сознанием своей греховности, с покаянием, а также и выслушивать исповедь надо с молитвою - тогда и вреда не будет. А лишних разговоров или подробных разъяснений не надо делать.

Не следует требовать слезной исповеди

Требовать, чтобы со слезами исповедовались - это чудно.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>