Аудио-трансляция

Ви­дя свои не­мо­щи, мож­но снис­хо­ди­тель­но су­дить и о не­мо­щах дру­гих.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В ХХ ВЕКЕ

Доживем мы до страшных времен, но благодать Божия покроет нас.

Предсказание старцем Варсонофием грядущих гонений на христиан в начале ХХ века 

В страшное время мы живем. Людей, исповедующих Иисуса Христа и посещающих храм Божий подвергают насмешкам и осуждению. Эти насмешки перейдут в открытое гонение, и не думайте, что это случится через 1000 лет; нет, это скоро наступит. Я до этого не доживу, а некоторые из вас увидят. И начнутся опять пытки и мучения, но благо тем, которые останутся верными Христу, Господу нашему.

Надеюсь, что все останетесь Ему верны и не отвергнетесь от Господа своего.


Надо стараться навыкнуть исполнять заповеди Христовы, чтобы не отречься от Него во время гонений. Страшное будет время антихриста.

Вначале откажут от места всем тем, которые не захотят подписать отречение от веры Христовой и признать другого Христа. Велико будет искушение тому, кто живет исключительно службою, ведь его выбросят на улицу, а у него и жена, и дети еще учатся; если же отрекутся, то оставят на прежних местах. А между тем, кто отвергнется Христа Бога, того и Он отвергнется. Затем гонения еще увеличатся и начнут мучить исповедников Христовых.

Впрочем, не надо бояться наступления этого времени, надо страшиться только нарушать заповеди Господни, и Господь спасет нас по неизреченной Своей милости.


Все эти гонения и мучения повторятся; очень может быть. Теперь все это возможно.

Да, заметьте, Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекою кровь христиан мучеников. Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст себя знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят. Попомните это мое слово. Вы доживете до этих времен... Тогда вы скажете: «Да, помню, все это мне говорил Батюшка Варсонофий; сколько тому уже прошло лет... да вот уже 40 лет».

Все монастыри и имеющие власть христиане будут свергнуты, и это время не за горами.


Пожалуй, вы доживете до тех времен, когда также вот будут мучить опять христиан...

Я говорю про мучения, подобные древним. Ведь теперь не секрет и всем известно, что во время больших беспорядков, в 1905 г., в Москве было, что рубили верующих. Почему же не могут быть и другие виды мучений?


«Ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости, так как век разделен на 12 частей, и девять частей его и половина десятой части уже прошли» (3 Ездр. 14, 10–11).

Вообще эта книга таинственная. Многие делали вычисления, и у большинства конец падает на наше время, т.е. 20-е столетие. И действительно много есть признаков, ну, а вы будете участником и современником всех этих ужасов. До ужасных времен доживете вы. А кто может ручаться? Может быть, и я буду жив...

Нужно переносить все насмешки и искушения, но не изменить Христу, а сохранить свою веру 

Чтобы наследовать жизнь вечную, надо быть праведным. Но как этого достигнуть?

Верою во Христа и исповеданием Его. Св. Дорофея претерпела всевозможные мучения, но не отпала от Господа. И ныне враг воздвигает сильное гонение на последователей Христовых. Если кто ходит в церковь, говорят – ханжа, – читает священные книги и соблюдает посты, такого сочтут за невежественного и отсталого и едва ли не за полусумасшедшего.

«Ну вот, – говорят, – один профессор, ученейший человек, а ходит в церковь и исполняет все ее постановления». На это возражают: «Хотя он образованный человек, но не вполне нормальный». Вот и приговор от людей мира сего! Но не надо слушать людей подобных суждений, необходимо все претерпеть, перенести все насмешки, но не изменить Христу. А, к сожалению, есть такие малодушные, как говорят, мягкотелые, которые не выдерживают, перестают ходить в церковь и молиться и отпадают от Христа.

Оставайтесь, детки, верны нашему Спасителю.


Вот уже немного времени осталось вам жить здесь, а затем разъедетесь вы опять и отправитесь в мир, в море житейское: «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею...», – но, может быть, настанет время, когда вы будете вопиять ко Господу: «к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!». Враг, конечно, не оставит нас в покое. Начнутся осуждение, насмешки. Как это молодые интеллигентные девушки живут при монастырях, являются такими отсталыми; усумнятся в чистоте ваших намерений – но не смущайтесь. Некто сказал: «Если сражаться с каждой лающей собакой, то никогда не дойдешь до места». И вы не обращайте внимания на нападение врагов, этих лающих псов, которые, избирая орудиями людей, стремятся повредить вам в деле спасения. Господь спасет вас.


И вы тоже, детки, когда случится в этом надобность, встаньте на защиту своей веры и Христа. И, может быть, ваше простое слово произведет не меньшее впечатление, чем богословские доказательства. Но сами на такие споры не вызывайтесь. Меня иногда спрашивают:

— Что мне делать? Бываю в гостях, и вот за столом начинаются кощунственные разговоры о религиозных предметах. Хозяева одни молчат, другие поддакивают, а то и сами начинают кощунствовать. Что мне делать?

— Молчать, – отвечаю.

— Но как же молчать, когда вся душа горит?

— А тебя спрашивают?

— Нет.

— Ну, если не спрашивают, то молчи. Другое дело, если спросят, тогда не скрывай своей веры: «Нет, –ответь, – я с вами не согласна».

Такое заявление обольет их как ушатом холодной воды, но и заставит, может быть, в душе призадуматься.

Один знакомый мне доктор, потерявший веру, говорил однажды:

— Как верить, когда нынче никто не верит, а если кто и верит, то должен молчать, так как иначе засмеют.

— Да, действительно, плотские люди смеются над последователями Христовыми, а другие, боясь насмешек, малодушно молчат и не защищают свою веру. Но Христос, прозирая именно наш век, вот какие страшные слова произносит в Св. Евангелии Своем: "Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми" (Мк. 8, 38). Вы читали Евангелие?

— Полностью я его не читал, но в гимназии учил катехизис, в котором встречались тексты из Евангелия, но такого я не помню.

Я раскрыл Евангелие и показал ему.

— А что будет тем, которые стыдятся Христа?

— Читайте дальше: «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф. 25, 46). Мука вечная – какое ужасное состояние, и это, непременно, исполнится над грешниками.

Призадумался доктор...

Не стыдитесь же, детки, исповедывать Христа, чтобы и Он вас не постыдился. Страшное время мы переживаем. Прежде открыто гнали Христа. Говорят, например, христианину:

— Если не откажешься от своих убеждений, то мы оденем на тебя раскаленные ботинки.

— Нет, не откажусь, несите их.

И он их одевает и претерпевает мучения ради Христа. Правда, нынче не одевают нам раскаленных ботинок, не кладут обнаженных или в одних рубашках на железные раскаленные кровати, но теперь гонения другого рода. Исповедующих Христа считают людьми отсталыми, их осыпают насмешками, сильно действующими на самолюбие, но надо все это претерпеть, чтобы остаться верными Христу. Такие нападки на веру затем перейдут в открытое гонение. Не так давно России грозила погибель. Мятежники хотели взять Москву, и уже привезены были в разобранном виде гильотины для казни всех тех, которые стоят за самодержавие, а не за республику. Но Господь спас царя и отечество наше от страшной погибели, а мы здесь сидели и ничего не знали. Телеграф был прерван, железные дороги забастовали. Мы только молились Господу о спасении Руси, не зная тех ужасов, которые происходили. Господь еще пощадил нас, грешных, за святые молитвы всех почивших и подвизающихся святых Своих, так как Он – беспредельная благость, и всегда внемлет молитвам преподобных Своих.

Теперь как-то особенно стали нападать на монастыри...

Вот сообщают, что в одном монастыре Екатерининской Пустыни, недалеко от Москвы, в 10 час. утра убили Игумена и его келейника и благополучно ушли. Да, по теперешнему времени им, пожалуй, еще награду дали бы за ловкость. Теперь как-то особенно стали нападать на монастыри. Но надо ожидать ужасов. Теперь стараются уничтожить смертную казнь.

Одна монахиня, уже манатейная, видела сон. Ей явилась Матерь Божия и говорила, что должно ожидать ужасов. Это было в 1899 г. Через 6 лет она предсказывала русскую революцию, что и исполнилось. «Да и вообще, – сказала она, – этому тленному миру недолго существовать: терпение Моего Сына и Господа истощается». Да, можно и этого ожидать. Еще стоят монастыри как некие крепости. Когда я, будучи мирским, был за Сергиевой Лаврой в пещерном Черниговском монастыре, я пожил там дней 6, готовился, исповедовался, насколько было возможно мирянину, и приобщался. После принятия Св. Таин мне было легко на душе. Передо мною лежала Псалтирь в русском переводе, я раскрываю и читаю: «Кто введет меня в укрепленный (огражденный) город...» («во град ограждения» по-славянски) (Пс. 59, 11). Тогда мне думалось: да ведь это (т.е. монастырь этот) и есть укрепленный град. Потом я посмотрел толкование, и действительно, оказалось, что это так.


В Св. Писании, например, в Апокалипсисе и даже, в Ветхом Завете встречается слово: «острова». Например, «и острова будут уповать на Бога» (Ис. 42, 4). Как острова могут уповать? Под словом «острова» разумеются монастыри. А означает весь текст то, что к пришествию антихриста разве в монастыре еще сохранится вера...


Знаете, на местах, где теперь стоят храмы, монастыри и вообще святыни, прежде стояли идольские капища и идолы. Часто читал в житии святых так: «иж идеже бе капище, создана церковь». Значит, так угодно было Богу для посрамления и смирения гордыни диавола».


Да, да... так это и будет в последние времена. Храмы будут разрушены, а на месте их устроены синагоги и буддийские храмы и проч. Это теперь уже и есть во Франции... Монастыри будут в великом притеснении и гонении... Истинные христиане будут ютиться в маленьких церковочках... Не дай, Господи, дожить до этого времени. А вы доживете, будете в монастыре, которые вообще будут в гонении, а потому и в лишении. Я уже буду лежать в земле сырой, и придет моя деточка на мою могилку и скажет мне: «Милый Батюшка Варсонофий. Помоги мне, помолись за меня, мне очень тяжело». Так, моя деточка, так.

ГОРДЫНЯ

Не гордитесь, не тщеславьтесь ни сами в себе, ни перед другими. Сказано: не труби перед собой и перед другими, а считайте себя хуже всех и свыкайтесь с мыслью, что вы приговорены к адским мучениям, что вы достойны их, и что избавиться от них можете только по милости Божией. Это не легко, и только святые достигают того, что считают себя достойными адских мучений, и худшими всех считают только себя.


Да кто же не горд? Макарий Великий говорит, что у всякого, даже святого, есть что-то гордое. Вот как глубока в нас эта зараза. Не горды только Ангелы, они чисты, да еще те, которые переходят отсюда туда на небо. А то у всех есть гордость.


Все человечество можно разделить на 2 части: фарисеи и мытари. Первые погибают, вторые спасаются. Берегите это сознание своей греховности. Это – самое драгоценное пред Богом. Что спасло мытаря? Конечно, это сознание своей греховности: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13). Вот эта молитва, которая прошла уже почти два тысячелетия. Но заметьте, мытарь сознает себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись... Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13; Мк. 2, 17; Лк. 5, 32). Кто здесь разумеется под праведным? Это, конечно, относится и к человекам, не сознающим своей греховности, но все-таки грешным. Но также это сказано про бесов. Ту гордыню, в которой они стоят пред Богом, мы себе даже представить не можем. Мы не можем понять, с какой ненавистью относятся они к Богу... Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или, еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу...

ДЕРЗОСТЬ

Господь наказывает дерзновение, даже и с благим намерением совершенное 

Сего 15 Мая 1894 года схимонах нашего Скита о. Нестор рассказал мне следующее.

"Когда скончался игумен Антоний, брат архимандрита Моисея, то решено было по благословению отца Амвросия, положить его в одной могиле с о. Моисеем, в правом приделе Казанского собора. В виду сего склеп, где покоятся останки о. Моисея, был открыт.

Прихожу я в Казанский собор и вижу, что около склепа стоят два монаха: о. Стефан (Дерябин) и о. Порфирий (Севрюгин). Подхожу к склепу и вижу, что ящик, в котором стоял гроб о. Моисея, совершенно истлел, но гроб цел и невредим. По просьбе моей о. Стефан открыл крышку у гроба и я увидел, что тело о. Моисея совершенно нетленно в нем почивает. О. Стефан снял воздух с лика и оказалось, что лик о. Моисея тоже как у спящего, – совершенно нетленный. Только волосы несколько прилипли к вискам. Благоухания я не слыхал. Желая удостовериться, действительно ли тело нетленно, я дерзнул прикоснуться рукой к телу о. Моисея и ощупать оное. Убедился, что тело нетленно и цело. Но в момент прикосновения я почувствовал некоторую неловкость в пальцах правой руки которой прикасался к телу. Боль начала усиливаться. Все это происходило днем.

Прихожу к о. Амвросию и объясняю подробно случившееся со мною. Тот ответил, что не следовало открывать гроб и что за дерзость свою я должен понести епитимью: класть ежедневно в продолжении недели по 40 земных поклонов. До сих пор не могу свободно владеть пальцами правой руки и затрудняюсь писать. Приходиться писать левой рукой. Даже камилавку трудно снимать с головы этою рукою. Думаю, что могло быть и хуже, ибо о. Амвросий сказал, что рука могла совершенно усохнуть".

С тех пор прошло 30 лет. О. Стефан впоследствии вышел из Скита и живет теперь в миру, а о. Порфирий скончался мантийным монахом. Слышал, что еще некоторые из братии открывали крышку у гроба о. Моисея.


Рассказал мне живущий на покое в Оптиной Пустыни бывший игумен Мещовского монастыря отец Марк следующий случай. Когда скончался в Оптиной игумен Антоний, брат отца архимандрита Моисея, то по благословению Архиерея и по желанию братии, решено было положить его останки в одном склепе с о. Моисеем. Разломали склеп, что за правым клиросом Казанского собора. Некоторые из братий, во время панихиды по усопшем о. Антонии в летнем соборе, отправились в Казанский собор. Один из них, о. Стефан дерзновенно открыл крышку гроба о. Моисея и тогда все прочие со страхом и изумлением убедились, что тление нисколько не коснулось почившего. Хотя уже прошло 4 года после его кончины. О. Стефан хотел тогда оторвать лоскут от мантии почившего, но в это мгновение почувствовал сильную боль в руках. Рука как бы онемела, и он оставил свое намерение. Болела рука недели с две. Просил молитв о. Моисея и выздоровел. Впоследствии вышла у него ссора с о. Пиором, скитским монахом, который его чем-то тяжко оскорбил. О. Стефан сего оскорбления не понес и вышел из обители. Теперь живет в миру, но, сказывал мне отец Иосиф, старец наш, живет по-монашески. Полагают, что наказан за дерзновение, хотя и с благим намерением совершенное. Монах был хороший!

ДЕТИ

Господу изветсна судьба каждого человека с самого детства 

Вчера я служил обедню в соборе. Много причащалось детей; все подходят спокойно, видно, что соединяются со Христом. Вдруг приносят девочку лет двух с половиной. Она сильно закричала, затем, высвободив ножку, ударила по потиру. Я обомлел. Ведь Св. Дары могли пролиться на пол! Не знаю, как я удержал чашу в своих старческих руках. Верно, ангел–хранитель, который всегда невидимо стоит около нас, ослабил силу удара. Спрашиваю, как зовут девочку, говорят: "Зинаида". Принесла ее тетка, т.к. мать неверующая; в церковь никогда не ходит. Тетке еле удалось вырвать девочку из рук матери для причащения. И подумалось мне, что ждет этого ребенка впереди? Господу известна судьба каждого человека. Говорят, что с Толстым в детстве было нечто подобное. Да спасет и помилует нас всех Господь!

Христианское воспитание детей

Мать моя умерла при появлении моем на свет, и отец женился вторично. Моя мачеха была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной, так что вполне заменила мне мать. И даже, может быть, родная мать не смогла бы дать такого воспитания.

Вставала она очень рано и каждый день бывала со мной у утрени, несмотря на мой младенческий возраст. Раннее утро, я проснулся, но вставать мне не хочется; горничная подает матери умываться, я кутаюсь в одеяльце. Вот мать уже готова.

— Ах, Павел-то все еще спит, – говорит она, – подай-ка сюда холодной воды, – обращается она к горничной. Я моментально высовываюсь из-под одеяла:

— Мамася, а я уже проснулся! – говорю я. Меня одевают, и я с матерью отправляюсь в церковь. Еще совершенно темно, а я по временам проваливаюсь в сугробы снега и спешу за матерью.

А то любила она дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: – "Пресвятая Богородице, спаси нас"! Девяти лет я был отдан в гимназию. Годы учения пронеслись быстро. Потом поступил на службу и поселился в Казани под покров Царицы Небесной.


Да, ничего не бывает без значения. Когда я был маленький, то любил все подавать священнику, и мне часто говорили: «Быть тебе священником». Вот, исполнилось.

Жили мы в селе, и иногда к нам приходил побеседовать наш батюшка о. Алексий, уже старец, человек старинного времени. Однажды пришел он к нам и говорит моему отцу:

— Отчего вы Павлушу в алтарь не пускаете?

— Да как в алтарь, неудобно.

— Нет, пусть он стоит в алтаре, и я сам буду давать ему просфору.

С тех пор, 5-ти летнего возраста, до отправления моего в гимназию я стоял в алтаре, и Батюшка с престола давал мне антидор. Вот когда еще было предзнамение, что я буду священником. Мы с матерью каждодневно ходили к утрени, и, бывало, отец не раз говорил:

— Что ты его таскаешь в такую рань, он маленький, устанет.

Но мама отвечала на это:

— Я желаю ему добра. Ты поручил мне его воспитание, а потому и предоставь мне поступать, как я нахожу нужным.

Как я благодарен теперь моей матери! Когда я поступил в монастырь, то она была еще жива, и я написал ей: «Вот плоды твоего воспитания». А мать как бы предчувствовала, что я поступлю в монастырь. «Дай тебе, Господи, Павлушенька, счастье и талант, – говорила она часто, – хотя я тебе не родная мать, но искренне к тебе расположена и молюсь за тебя!» Видно, не земное счастье она подразумевала, говорила. И вот ее святыми молитвами, я теперь, хоть и недостойный, но инок.

Родительское проклятие

Монастырский иеромонах о. Иларий рассказывал мне, что ему привелось читать об одном мальчике лет пяти. Мать его как-то в гневе сказала: "Чтоб ты пропал!.." Мальчик пошел на улицу и пропал. По совету священника мать отслужила молебен св. Николаю Чудотворцу. Однажды крестьяне пошли на сенокос и услышали крик, доносившийся с острова, окруженного непроходимым болотом. С трудом добрались до острова и нашли того мальчика. Он был весел и рассказывал, что когда он вышел на улицу, то его подхватил вихрь и понес по воздуху, но какой-то старик спас его и поставил на этом острове, принося ему пищу. Взглянувши на икону святого Николая, мальчик признал в нем спасшего его старика.


Слышал я, что бывали случаи, когда родители проклинали или заклинали своих детей, то они мгновенно исчезали; их уносил бес. Слышал также, что был случай, когда один из таких детей был возвращен бесом и рассказывал про себя, что он исполнял все дела, которые поручал ему исполнять бес во вред людям: "Я в это время всех видел, а меня и бывших со мною бесов никто не видел", – рассказывал он и весьма сему сначала дивился.

ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М.

Обращение к вере благодаря видению рая

Достоевский, который бывал здесь и сиживал в этом кресле, говорил о. Макарию, что раньше он ни во что не верил.

— Что же заставило вас повернуть к вере? – спрашивал его о. Макарий.

— Да я видел рай, как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу я забыть того, что пережил там, и с тех пор повернул к Богу.

И, действительно, он круто повернул вправо, и мы веруем, что Достоевский спасся.

ДИАВОЛ

диавол — источник зла, а люди часто являются его орудием

Весь мир находится как бы под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей, всеми душевными силами человека. Одна барыня рассказывала, что был у нее сын. Был он религиозен, целомудрен, вообще был хороший мальчик. Сошелся с товарищами и стал неверующим, развратным, словно кто-то овладел им и заставляет его все это делать, очевидно, что это посторонняя сила, сила злая. Источник ея – диавол, а люди являются только орудиями, посредством. Это антихрист идет в мир, это – его предтечи. Про это Апостол говорит: «Послет им Бог действо лсти, во еже веровати им лжи... (2 Фес. 2, 11) ... Зане любве истины не прияша...» (2 Фес. 2, 10). Что-то мрачное, ужасное грядет в мир... Человек остается даже как бы беззащитным. Настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает. Даже внушается самоубийство, и совершается. А почему это происходит? Потому что не берут оружия в руки: не имеют при себе имени Иисусова и крестного знамения. Никто не согласится сотворить молитву Иисусову, да крестное знамение: это такие древности, совершенно отжившие свой век. Постоянно имейте при себе Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» и открывайте помыслы. Все святые отцы говорят, что проходить Иисусову молитву без проверки никак нельзя. Имя Иисусово разрушает все диавольские приражения, они не могут противиться силе Христовой. Все козни диавольские разлетаются впрах. Почему так, и как это происходит, – мы не знаем. Знаем только, что это действительно так. Если положишь в комнату динамит и он взорвется, то взорвется и вся комната. Это мы знаем, знаем, что именно так произойдет. А вот почему так – не знаем. То же можно сказать и о имени Иисусовом. Мы ясно видим, что сила имени Иисусова существует и действует, а как? – этого мы не знаем...


Так оскорблять может только диавол, – так злобно, дерзко, нагло... Например, сегодня он меня так оскорбил, таких гадостей наговорил, что я едва поднялся. Наговорил, конечно, во сне; наяву он мне не является, слава Богу, и знаете, говорит все с улыбочкой. Вот и отчаянные злодеи, как передают, говорят обыкновенно с улыбочкой какой-то. Вот и мы подпадаем под его власть и делаем угодное ему: обижаем других, допускаем смех, празднословие, и т.п. А во всем, конечно, виноват он...

ДУХ СВЯТОЙ

Исполнение Заповедей Христовых для вступления в Царствие Божие невозможно без благодатного возрождения от Святого Духа

Благодатное возрождение от Святого Духа есть необходимое условие для вступления в Царствие Божие и в основанную Господом на земле Церковь для исполнения заповедей Христовых и для познания тайн Его учения. Если мы решимся идти по стопам Христовым, отвергши силу возрождения Святым Духом, то скоро увидим всю нищету наших стремлений.

Если мы будем стараться и исполнять Его заповеди, полагаясь только на свои силы, на своего природного не возрожденного человека, то на первых же порах бремя окажется непосильным для нас и мы с отчаянием падем, подавленные его тяжестью. Закон Христов для естественного человека непосилен, гораздо тяжелее закона Моисеева, ибо уточняет и усиливает его требования; осуществить его в жизни нашими слабыми и склонными ко греху силами безусловно невозможно, и закон Христов рассчитан исключительно на человека, облагодетельствованного единотворно только при помощи силы Святого Духа, через обновление нашего ветхого естества новой стихией благодатной жизни он становится удобоисполнимым и Его заповеди являются только формой обнаружения и развития этой небесной стихии, а тайны Его учения тайнами нам переживаемой нашей внутренней духовной жизни.

В настоящее время христианские общества, по-видимому, преклоняются пред нравственными требованиями Христова учения. И, однако, что свидетельствует нам действительная жизнь. Не чувствуют ли себя все более и более бессильными исполнять их в настоящем, подлинно-христианском и потому единственно истинными в спасительном значении? Не становятся ли люди все более и более рабами внешних условий жизни, непрерывно усложняющихся его форм, и вместе с тем и соединенной с ними жестокой борьбе за существование, за влияние, за власть, борьбы страстей и самолюбия, борьбы всего мелочного, узколобного? Несомненно, это раздвоение нравственных идеалов и хода действительной жизни представляет из себя место поистине трагическое. И причина всего этого заключается в том, что благодатная сила возрождения Святым Духом перестала служить для свободы современного человека источником его будничной, частной и общественной жизни и деятельности: все думают быть христианами при помощи только своих естественных сил и соображений.

Понятно, из этого никогда ничего не выйдет надежно-доброго и перед нашими глазами неизбежные последствия такого ложного пути все распространяющееся недовольство жизнью и все усиливающиеся ея страдания...

Дух Святой говорит и действует в своих избранниках

В истории известен такой пример. Грозный завоеватель Аттила двинулся на Западную Европу. Его огромные полчища все уничтожали на своем пути, и вот Аттила приступил к стенам Рима. Рим со своими несметными сокровищами и громкой славой возбудил желание у Аттилы смирить его. Римляне с трепетом ожидали погибели, а св. папа Лев отправился в стан Аттилы и убеждал его отступить от города. Молча слушал Аттила великого Старца, и мысль его колебалась. Сподвижники грозного завоевателя уговаривали его не слушать папу и двинуться на город. Миллионное войско было наготове, но Аттила вдруг решительно воскликнул: "Назад!" Удивленные воины вопросительно взглянули на Аттилу. "Назад!" – повторил он, и все двинулись обратно. Когда они были уже за Дунаем, и, может быть, и за Днепром, воины спросили Аттилу, отчего он не взял город, а послушался какого-то старика.

— Я не мог не послушаться его, – ответил завоеватель, – так как в словах его была невыразимая сила.

Действительно, Дух Святый говорил через св. папу Льва, оттого-то и не мог противиться этому слову человек.

Дух животворит

Духа надо держаться. «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Если видеть в монашестве одну форму, то жизнь не только тяжела, но и ужасна. Держитесь духа. Смотрите, в семинариях духовных и академиях какое неверие, нигилизм, мертвечина, а все потому что только одна зубрежка без чувства и смысла. Революция в России произошла из семинарии. Семинаристу странно, непонятно пойти в церковь одному, стать в сторонке, поплакать, умилиться, ему это дико. С гимназистом такая вещь возможна, но не с семинаристом. Буква убивает.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>