Аудио-трансляция

Сво­бо­да су­ществ ра­зум­ных всег­да ис­пы­ты­ва­лась и до­се­ле ис­пы­ты­ва­ет­ся, по­ка ут­вер­дит­ся в доб­ре. По­то­му что без ис­пы­та­ния доб­ро твер­до не бы­ва­ет. Вся­кий хрис­ти­а­нин чем-ли­бо да ис­пы­ты­ва­ет­ся: один бед­нос­тию, дру­гой бо­лез­нию, тре­тий раз­ны­ми не­хо­ро­ши­ми по­мыс­ла­ми, чет­вер­тый ка­ким-ли­бо бедстви­ем или уни­чи­же­ни­ем, а иной раз­ны­ми не­до­у­ме­ни­я­ми. И этим ис­пы­ты­ва­ет­ся твер­дость ве­ры, и на­деж­ды, и люб­ви Бо­жи­ей.

преп. Амвросий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

Священство

Достоинство или недостоинство священника не могут быть препятствием к совершению таинств

Случившиеся с вами искушения при разговоре с о. Стефаном, вашим протопопом, поставляете себе виною, что вошли в не принадлежащий разговор, подобно как овца стала бы учить пастуха. Хотя же вы и увидели, что сокрывается под овечею одеждою и должны беречься таковых и подобных произношений, но суд о сем оставьте самому Господу, ведущему тайны сердец наших, так как он поставлен быть служителем Таин Христовых и достоинство или недостоинство его не могут быть препятствием к совершению таинств. Удаляясь подобных разговоров и соблюдайте прежде сказанное вам мною об обращении.

Священнослужители, яко молитвенники о нас, заслуживают предпочтение перед прочими

Касательно спора вашего о выдаче хлеба церковнослужителям, мы полагаем по слабоумию нашему, что вы не совершенно правы, а наипаче погрешили, с упорством защищая несправедливое ваше мнение. Священнослужители, яко молитвенники о нас, по всей справедливости заслуживают предпочтение пред прочими. Кроме того, они, от церкви исполняя свои требы, не могут столь свободно отлучаться для покупок как люди торговые, да самый сан их возбраняет им излишнее об этом попечение, и потому даже и при неосновательных своих прошениях должны быть уважительны и покрываемы христианскою любовию.

Семья

Через благословение, поступки умеренные, строгость и смирение достигается повиновение домашних

Конечно, хотя нужно вам быть в доме по обязанностям таким, чтобы церковь ваша домашняя вам повиновалась, но сие вы можете иметь только чрез благословение, поступки умеренные, строгость и смирение, таковым-то вам желаю. Да благословит вас Господь.

В семье добрым благоуправлением по страху Божию сохраняйте мир и убегайте смущения

В семейственном положении старайтесь добрым благоуправлением по страху Божию сохранять мир и убегать смущения и раздоров, и Бог мира будет с вами.

В семействе успевайте более терпением и кротостью, нежели строгостью

Как и всегда советую вам во отношении порядка вещей - в семействе успевать более благосклонностью, терпением, кротостью и великодушием, сердцем молите Господа Всемогущего. Если необходимо потребуется и строгость настоятельная, то употребляйте как можно реже.

Скорбь

Покаяние врачует смущение, малодушие и скорби

Писание ваше я получил, из коего я усматриваю ваше смущение, и малодушие, и нашедшие скорби. И, может быть, Милосердый Господь избавит вас от оной и с соболезнованием принесите покаяние, к сему видим многие примеры в Святом Писании, что Господь, умилосердил их покаянием, простил и избавил от предлежащих скорбей. Скорби суть тоска, как жезл отеческий, поднимаемый от любви отца на бесчинствующих чад своих, дабы тем их исправить и сохранить в добронравии, что послужит им на пользу на всю жизнь их. Божий же Промысел действует к пользе душ наших, дабы спасти в будущей жизни. Хотя это и не лично к вам относится, но вы участвуете состраданием к братцу вашему, то советую вам и ему укреплять себя верою и надеждою на милосердие Божие, что все на пользу строит. Итак, не смущенно да пребывайте, в сем да укрепит вас Премилосердый Господь.

В скорбях будь благодушна и проси от Господа терпение

В сниспосылаемых скорбях будь благодушна; тогда будь готова, когда начнутся. А что вы мудрствуете от непознания своих немощей, - вы, матушка, попомните то, что от находящих скорбей должны просить от Господа терпение. Премилосердый Господь, видя нашу немощь с тобой, преподал вдохновение, но не думай, чтоб не последовало перемены, но ожидай по тишине бурю и волнение.

Надобно в скорбях умиротворяться, полагаясь на Промысел Божий

Пишешь ты о скорби своей о братиях, но это уже не новое для тебя, - надобно в скорбях умиротворяться, полагаясь на Промысел Божий, который все действует по человеколюбивому Своему правосудию: Он силен оправдать невинность; ежели и наказует, то не без причины, и хотя не за эту вину, то, верно, за другую. Сия же творит, да спасет души их, а ты сего не разумевая, всуе мятешься и смущаешься - и тем погрешаешь.

В скорби прибегай к Премилосердому Господу

Ты принимаешь очень отчаянно посещение Божие и, желая избегнуть здешней скорби преступными действиями, не помышляешь, что этим стремишься скорыми шагами к вечной погибели. - Удержись от сих порывов. В скорби прибегай к Премилосердому Господу: наказуя тело скорбными наведениями, он врачует душу. Ежели бы ты пришла в надлежащее чувство и познала тяжесть грехов своих, то ты немолчно славословила бы Господа, наказующего здесь, чтобы избавить от вечных мук. Когда же примешь поползновение себе, что я не такая грешница, чтобы так меня наказывать, то знай, что и одна гордость есть тягчайший из пороков. Смири себя, вменяя достойною быти наказания, не вини никого, не ропщи ни на кого, а паче на Бога, увидишь сама облегчение твоих скорбей. - Вот тебе средства к избавлению.

Все скорби попускает Бог по мере нашего устроения.
Несение скорбей: гордые более ощущают, а смиренные удобнее переносят.

Ты описываешь в письме своем свои скорби, - но одна ли ты из смертных только скорби имеешь? Никто их не избежит, но только не в одно время и не равною мерою. А все посылает Бог по мере нашего устроения: гордые больше оные ощущают, а смиренные удобнее переносят, потому что в чувстве сердца считают себя того достойными и никого не обвиняют, а только себя. Твоя же скорбь увеличивается, так как ты считаешь себя равною м. Аркадии и чувствуешь рабство. Эта мысль далека от смирения: представь себе учащихся в семинарии мальчиков разного возраста и звания, а после выходит один архиерей, а другой остается дьячком, а случается, что сей последний еще и выше его и званием и поступлением. Равно и по службе то же бывает: находясь в нижнем чине равными, один достигает генеральского чина, а другой, малым чином, повышается в одно и то же время. Имеют ли право последние скорбеть на первых? Приложи, сестра, меры к своему устроению и познай свое несправедливое рассуждение.


Вы сами бываете причиной своего смущения. Мы уже многократно писали вам о скорбях как попущении Божием - надобно приучать себя к терпению и к запрещению своих немощей, и Господь призрит, и пошлет свою помощь.

Возверзайте все ваше попечение на Всемилосердаго Господа

Вы зачем так позволили убивать себя скорбями, а насколько вы придаетесь сим душетлительным действиям. Бог сотворил вселенную, и печется о всякой твари своей, и вас доселе питал, одевал и согревал, неужели не силен он и впредь пещись о вас? Просим вас, Бога ради, не убивайте себя, но возверзайте все ваше попечение на Всемилосердаго Господа: Он богат в милости, в благости и в щедростях, не оставит вас, своего создания. Безнадежьем же вашим вы более себя оскорбляете и Бога прогневляете. Но Он силен вам и маменьке вашей продлить жизнь, и мы не знаем, кто прежде скончает течение своей кратковременной жизни. Сколько можете старайтесь успокаивать себя в болезнях и страданиях ваших, помня еще апостолово слово, яко не доспели мы страстьми нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас.

Иди постепенно, терпи скорби

Душа твоя горит желанием скорбей, и болезней, и отложением всех попечений, чтобы быть с Богом неразлучной, - весьма далека ты от сего. То же самое, как бы внити в чертог брачный в скверной одежде, так и тебе, буйством страстей колеблемой, вдруг во страну бесстрастия стать. Иди постепенно, терпи скорби, прежде почитая того достойною по грехам твоим, далее к надежде приближайся, а тут уже третия степень не разлучит с Богом - любовь! Покажи на деле прежде терпение скорбей со смирением, не отдайся ни делам, ни словам, ни мыслям оскорбившим, но себя одну вменяя того достойную. Когда пойдешь сим путем, но без мнения, что будто и хорошо делаешь, то, может, и достигнешь, а пришедший тебе помысел без искуса не основателен.

Без скорбей спастись невозможно

Помните, что без скорбей спастись невозможно, - терпением и смирением все побеждается.

Скорби попускаются к вашей пользе и ко спасению

Сердечно сожалеем о вас, что находитесь в расстройстве, всеми мерами старайтесь умиротворять себя, вручая воле Божией и Его Святому провидению, ведущему вас ко спасению путями, вам недоведомыми. Попускаемые вам скорби разве могут прийти, кроме попущений Божиих, - они служат к вашей пользе и ко спасению. Сколь велики не были бы скорби, но все они мимотекущие, скоро прекращаются, а которые и продлительные, то все смертию окончатся. А помыслы, - вспомните, к чему вас ведут. Несомненно, к вечной погибели. Да избавит от сего вас Премилосердый Господь и да простит ваши прегрешения и за помыслы сии.

В скорбях не роптать, не малодушествовать, но за все благодарить Бога

Видим, что скорби ваши, на что уже мы писали вам советованием, и теперь то же скажем, что главное в прихождении оных не роптать и не малодушествовать, но благодарить Премилосердаго Бога, попускающего оные и не оставляющего нас впасть до конечного изнеможения. Вините более себя, а не других, будьте тверды в вере и прибегайте к Его благости с молитвою: «Да будет, Господи, воля твоя на нас», - Его воля всегда блага и полезная нам.

Скука

Скука есть от врага

Приходящая скука супруге вашей, Марьи Яковлевне, конечно, есть от врага; она тебя понуждает к исполнению совета, данного ей на спасение, и враг сего ненавидит, наводит скуку. Надобно потерпеть и не покоряться, и Господь поможет, скука пройдет.


Пишите вы об Елене, что находит на нее тоска и скучает. Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки проходят.

Смерть

Смерть детей бывает за невоздержание и нехранение Божиих заповедей

Просите вас утешить письмом моим в скорби, которая заключается в лишении детей - печаль вам многую приносит, что дети ваши не живут. Видно, благословения Божия нет на сие, бывает сие более за невоздержание ваше, и нехранение Божиих заповедей, и несоблюдение святых постов, среды, и пятки, и праздников.


Вы рассмотрите, если они зачаты против совести, то, конечно, вы и дети ваши счастливы, ибо они теперь предстоят в воинстве Царя Небеснаго, - вы же, если бы они были живы, плакали бы до старости своей. Отселе, если вы будете сохранять свою совесть чистую, будите воздерживаться под праздники, под среды, и пятки, и посты, то Господь, богатый в щедротах и милостивый, такими вас благословит детьми, которые вас утешат своею благонравною жизнию и будут вам руководителями к будущей жизни, что вам желаю получить.

Бедственно безмерно печалиться о кончине матушки

Печальными выражениями наполненное ваше писание получил и по человечеству сострадательность довольно коснулась моего пресквернейшего сердца. Очувствовавшись в здравый рассудок, вспомнил, что бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, - всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас не наказывал наказаниями на сем свете. И мне пришла сострадательность не о кончине матушкиной, я уверен, что она восхищена от нас на упокоение! Но о вас, оставшихся сиротствующими, которые еще худо образовали тризною послушание нравственность свою. Но только и то твердо помню, что Премилостивый Господь в Своем Божественном Писании ясно объяснял, что «не хочет смерти грешнику, но хочет всем спастися и в разум истинный приити» (Ср. Иез., XXXIII,11).


А посему мы и должны рассудить: ежели б предвидел Господь, что по наклонностям нашим могли бы мы совершенную пользу приобретать от достопамятной матушки Варвары, то всячески и еще оставил бы в живых при нас пожить. Но, видно, сказать можно откровенно вам, что мы недостойными оказались таковой Матери и снисходительницы нашим немощам, и во время жития нашего с нею не умели ценить ее о нас попечительности: но непоредку по вражииму омрачению, ропот и зазор на нее производили, и непоредку мыслями осуждали за ее немощи во время служения и мучительной болезни. А как мы, а наиболее вы теперь в полной мере можете усмотреть на самом деле, какие чувства ощущали при жизни с матушкою и каковые после матушки.

Наставления к умирающей.
Подготовка к смерти: кайся и смиряйся

Чувство твоей болезни заставляет тебя помышлять о приближающейся смерти, что хорошее дело. Писание говорит: «Помни последняя твоя» (Ср. Сир., XXVIII, 6), во веки не согреши. При том, о прежних грехах воспомянув, кайся, и смиряйся, и помышляй о том, от чего происходили грехи, - оттого, что не имела смирения. И паки речем: смирись, и помилует тя Господь. По духовной твоей нельзя сделать исполнение, ибо она по законам не имеет силы, а при благоволении м. игумении и так можно распорядиться. По смерти твоей родители и сестра твоя не имеют никакого права на твои кельи, она принадлежит монастырю. Наш совет написать тебе, чтобы она сделала милость по смерти твоей продать и ей же заплатить долг твой 100 р. И в нашу Пустынь дала 100 р., прочее же все употребила на церковь строящуюся. Сама церковь ежедневно будет за тебя вечно молить Бога, как молится о создателях св. храма сего. Образ также отдай в свой монастырь, о братиях твоих имей умеренное скорбение, веруя Промыслу Божию, что Он противным врачует ваши души. Будь благодушна и спокойна.

Не смущайтесь при известии о смерти.
«Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф., XXV, 13)

Неожиданная смерть вашей монастырки, поразила вас страхом и боязнию. Всегда бы надлежало нам иметь сей страх, но помрачение страстей отгоняет его от нас. Сему многомудрию о памяти смертной учит нас сам Спаситель: «Бдите и молитеся, яко не весте, в кий час тать приидет»( Ср. Мф., XXIV, 42), и премудрый Сирах побуждает: «Помни последняя твоя, во веки не согрешишь» (Сир., VII, 39), да и во многих местах Священного Писания славно предписывают. По невниманию нашему к сему предмету по временам видим внезапные смерти, напоминающие нам, что и мы смертные, не знаем дне и часа, в онь же Господь приидет (Мф., XXV, 13). В таком случае не надобно смущаться, но приносить раскаяние о согрешениях своих.

О всем благодарите и, познавая свои немощи, смиряйтесь

... провидеть вашу участь смерти мне, непотребному, не открыто, а потому и не смею о сем не токмо писать, но даже и думать. Напомнить же вашей любви решаюсь, что нам Сам Спаситель передал во св. Евангелии, что смерть, яко тать, настигает (Ср. 2 Пет., III, 10). И преп. Иоанн Лествичник пишет: "Память смертная да совозлегает и совосстает от одра".

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>?