Аудио-трансляция

Свой­ство ми­лос­ты­ни есть серд­це, сго­ра­ю­щее лю­бо­вию о вся­кой тва­ри и же­ла­ю­щее ей бла­га. Ми­лос­ты­ня сос­то­ит не в од­ном по­да­я­нии, но в со­стра­да­нии, ког­да ви­дим срод­но­го нам соз­дан­но­го че­ло­ве­ка в ка­ком-ли­бо злост­ра­да­нии и, ес­ли мо­жем по­мочь ему чем-ли­бо, по­мо­га­ем.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

Проповедь

Об истинном даре проповедника

Что касается до наших обстоятельств, то они суть следующие. Мы благополучны, посетил нас, можно сказать, наш архипастырь, быв у нас довольно весел и благосклонен, а по совершении однажды Божественной литургии сказал братии назидательное слово. Не менее в нем касался постыдного любочестия мнимо благодушных, коих частию тогда было присутствие по причине его пребывания в пустыне. Это было в день рождения св. пророка и предтечи Иоанна, почему и тема слова была: "Чего ожидаете в пустыне видети?" и следующий за сим стих.


Если есть ныне в России подражающие св. Златоусту в простоте слога и прочих обильных дарах проповедника, так он никак не может быть по справедливости исключен толикого богоугодного общества. У него не было великолепных фраз, замысловатых троп, метафор, гиперболического слога, аллегории и прочих расположений красноречия, но богатейшая и святая простота, прямая истина и изящнейшая в чистосердечии скромность. Некоторые признавались, что когда он святую благодать сердца своего старался переливать в сердца слушателей, то так пленил дух предстоящих, что многие не имели уже других мыслей, поелику ни одного слова такого не было, которое было бы высокопарно, превыспренно или неясно. Вот истинный вития по определению премудрых! Такое слово интересно иметь. Весьма бы можно многим из кого письмо сие напомнить, одно слово - так оно действовало на сердца и духовные силы, что как бы не слово оно было, а трость духовного скорописца, написующего на сердце совет и волю Вышняго. Не радостно ли это в нынешнем времени, когда проповедники стараются более отражать свои знания на кафедрах, нежели сделать спасительное влияние средствами, чуждыми тщетной философии, - простотой и истиной.


«Прежде времени не судить, дондеже приидет Господь, иже приведет во свете тайныя и объявит советы сердечныя» (Кор, IV, 5). Хотя мы можем в случае сем сказать и то, что рука Божия с нами, недостойнейшими, по мере нашего упования на Него. Однако не менее должно относить и к благодатной прозорливости мужа, украшенного верою и смирением. Он к дальнейшему утешению братии не обинулся сам служить и всенощное бдение. Сверх сего, дабы не ослабить пространством слов истину священно доброты кроткого пастыря, рассудили мы умолкнуть.


Хотя, поелику таков нам подобаше архиерей и не должно превозносить доблесть мужа мудрого «яко даре и прочие видят добрые дела Его и прославят Отца, иже на небесех» (Мф., V,16).

Прощение

Мы обязаны всячески молиться за творящих нам напасть

Вы изволите вопрошать мою худость, дабы вас научить терпению, простить обидящих и враждующих вас, а как нас научает Спаситель наш Иисус Христос в Евангелии от Матфея: «Аз же глаголя вам не противиться злу: но аще тя кто ударил в десную твою ланиту, обрати ему и другую. И хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу. И аще кто тя поимет тя поприще едино, иди с ним два. И еще аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословляйте клянущая вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся зло творящим вам ни за что и изгоняющим вы, яко да будите сынови Отца вашего, иже есть на Небесе; яко солнце свое сияет на злые и благия и дождит на праведныя и неправедныя» (Мф.,V , 39-41, 44-45).


Итак, внимая сему евангельскому учению, мы обязаны всячески молиться за творящие вам напасть. Такожде подтверждает св. апостол Павел, пишет к Римской церкви: «Ни единому же зла за зло воздающие, промышляющие добрая пред всеми человеки. Мир имейте, не себе отмщающие, возлюбленные, но дадите место гневу. Писано бо есть: мое отмщение, аз воздам, глаголет Господь. Аще убо алчет брат твой, ухляби его. Сие бо творя, угли огненнии собираете на главу его. Той побежден бывает от зла, но побеждает благим злое» (Рим., XII, 17-21). И да видим, прелюбезнейшие, каковое нам утешение преподает Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос. И возлюбленный Его ученик св. апостол Павел, просветитель вселенной, ясно научает, как нам поступать с обидящими и ненавидящими нас. И в дополнение вседневной Евангельской молитве (т.е. Отче наш) всегда читаем: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Мф., VI, 9, 12-13). Стих 14 и 15-й: «Аще бо отпущается и в главном согрешения наши, их отпустит вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человекам согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешения ваши».


И приведя вашей любви от животворящего источника благотворное утешение и врачевание душам вашим, поручаю вас покрову Всемогущего Господа. Господь же Премилостивый да поможет вам, и да сохранит вас, и да покрыет вас от всех сетей вражиих.

Следует понудиться просить прощение

Просить прощения у Анны и во второй раз должно понудиться, но прежде следует умиротворить себя, - таковым образом молиться за нее тихо, каждое утро и вечер класть по три поклона, говоря «Спаси, Господи, и помилуй благодетельницу мою. С молитвами прости и мои согрешения». А в дополнение должна Анна сама себе виновную почитать во всем - умственно и чувственно, говоря сама себе: «Окаянная я, не умела сама себе внимать, распустила свои чувства: глаголание, зрение и слышание; и всеобщий враг увидел мое непотребство, представил моим глазам мечту на сестру Пелагию, будто бы она со страстию сообращается с молодым юношею и прочее... А потом и оклеветала ее. Старцу и старице за мои таковые грехи произошло смущение!» Когда сколько времени сие она подтвердит и увидит себя самою виновную, тогда Премилосердый Господь за исполнение сего Евангельского заповедания уврачует их сердца и смягчит ко умиротворению, тогда со благонадежием и дерзновением смело пойдет прощение просить, и те встретят с уважением!


Ты по силе твоей просила у родителя твоего прощения, и, хотя не сказано прямо, но все мирно - то и будь мирна, а укорять себя не преставай, зазирая в вине пред ним. Господь ему возвестит и даст чувство более сострадательное.

 

Пьянство

Страсть пьянства попускается за гордыню, высокоумие или за нарушение совести против супружества

Брату вашему от полноты сердца желаю быть избавленным от пиянственной страсти. Сия страсть попускается или за гордыню и высокоумие или за нарушение совести против святого супружества, то и пренужно ему, во-первых, понудиться всевозможно смирять себя или исповедь учинить и истинно раскаяться пред искусным духовником, и потом Господь ему и поможет.

«Пить до дна - не быть добрым» (рус. пословица)

Дай Бог, чтобы благочестие водворялось у вас в доме и ты бы на радостях перестал браться за рюмки. Знаем, и русская пословица говорит: «Пить до дна - не быть добрым». Я советовал и приказывал тебе как духовный отец перестать пить - худо, очень худо. - Себе наживешь беду, попадешь в кабалу; а то, брат, придется тебя по-монастырски поставить на поклоны, чтобы молил своего тезоименитого угодника, святителя Николая, дабы отлучил тебя от пиянства.

Как избавиться от недуга пьянства?

Прочитал ваше письмецо, которым описываете свою пагубную пиянственную страсть, которую питаете втайне. По многим моим вам советам, дабы исправиться вам, но, к несчастию, безуспешным, молитесь уже сами ко Господу Богу об избавления от сего мучительного ига. Может, подумаешь, что ныне не достоин и к Богу с молитвою приступить, когда сие достоинство будет? Недостоинство твое не повредит тебе, только и требуется от тебя, чтобы ты оставил прихоти свои и с покаянием прибегал бы к Отцу Небесному. И Господь, видя обращение твое, простит тебе грехи твои, идеже умножится грех, тамо преизобилует благодать. Осмотрись, Николай Николаевич. Всем нам подобает явиться пред судищем Христовым. Суду Божию, а не человеческому предстанешь, и ты не не радел о себе, любезный Николай Николаевич. Бог хочет тебя спасти, да будет же и твое хотение и спасешься, чего как себе, так и вам от всей души желаю.

Раздражение

Через раздражение теряется душевный мир

Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный. Нельзя, чтобы все было по нашему желанию, бывает и противное ко искусу нашей нравственности, к познанию себя и ко исправлению.

Родители

Необходимо просить прощение у родителей и иметь послушание к ним

А когда прилучится тебе чем маменьку огорчить, то поскорее припади к ее многотрудным стопам, о вашем воспитании потрудившимся, и проси прощения. Как только скоро понудишь себя, всячески облегчится совесть твоя и враг дьявол сам ся посрамится! А когда и паки закрадется паче чаяния мнение, то нисколько не медля объясни маменьке - и тотчас исцелишься, и вся тягость твоя облегчится!


На девчонку вы, хотя и намерения полагаете, дабы не браниться, но как самовластием и надмением недугующая, по навыку паки побеждаетесь. А отчего? Оттого что к маменьке ни страху, ни благоговения достодолжного не имеете. А потому, никем не обузданная, и волю свою, и самосмышление употребляешь, и маменьку оскорбляешь, и себе повреждаешь!

Сердце понуждать к повиновению и послушанию родителям

Вы просите от моей худости наставление, как в ожесточениях поступать ко умиротворению себя, дабы смириться, то послушай: мы должны приобучать себя к умиротворению и смирению не в таковой буре, волнуемой и покрывающей ваши чувства душевные и телесные! А заблаговременно оказывать послушание маменьке и ничего не составлять по своей воле; но худо ли или хорошо - как маменька сорассудит и утвердит, на то и понуждать себя, чтобы так исполнить, как маменька утвердила. Писано есть: «Даждь кровь, приими дух» (то есть, хотя и не очень нравится какая-нибудь вещь, у тебя десять мыслей лучших в голову бьют), - ты должна с великим понуждением и пролитием крови согласиться на вышеозначенное маменькой определение и мало-помалу благостию Божию в таковое устроение придешь, что даже за большую тягость будешь почитать, что только по своему разумению доделать или что кому советовать.


Во время великого смущения и ожесточения, описанного вами, можно бы вам себя укротить. Ежели бы вы да имели благоговение и веру достодолжную к своей маменьке, то бы и в таковое время могли бы увещательными словами остановиться и смирить себя, но как вы издавна закоснели в своенравии, непокорливы, то по вашему великомудрию вам кажется, что она вам недостаточна к руководству и окормлению! Но прошу и молю, как можно, понуди сердце свое к повиновению и послушанию, чем и обряшешь в душе мир.

Должно терпеть от родителей.

Петр Иванович требует моего совета, как поступить с родителем. Жалко мне его, но нечего делать, - должно потерпеть от родителя, если что не угодное для него бывает. В церковных историях на многих местах видим исполнение заповеди о почитании родителей, какого бы они поведения ни были. Послушай, что тебе и ему скажу: «Чтый отца - очистит грехи свои, чтый отца - возвеселится о чадах своих и в день молитвы своей услышан будет, чтый отца своего - да падет на тя благословение Божие. Чадо заступит в старости отца твоего. Аще и обезумится в чем, не зазри ему и не укори его всею крепостию твоею. Молитвы бо отца незабвенны бывают пред Богом. В хуле не оставляй отца твоего, проклят бо раздражающий отца и матерь свою. (Сир., III, 3, 5, 12-14, 16).


Если же родитель отпустит его с благословением, это дело другое - Бог да благословит его; если же нет, советую потерпеть. Вот вам, что чувствую, то и пишу. Исполнять или не исполнять - это воля его, а я право советую от всего сердца моего, чего как себе, так и вам желаю.

Ропот

Ропот душевреден и Богоненавистен

Малодушие ваше и ропот против провидения Божия для вас душевреден и Богоненавистен, также и событие с благодетельницею должно нам приписать к попушению Божию для образования вашей нравственности и к приобучению терпения, без коего трудно и неудобно получить спасение! Поелику самим Спасителем и Искупителем заповедано во св. Евангелии такое: «В терпении вашем стяжите (то есть приобучите) души ваша, претерпевый до конца, той спасен будет» (Лк., XXI, 19; Мф., X, 22).


Итак, ежели Любонька там бывши, а особенно против своего хотения, порассеялась чувствами, но от дебелых поползновений благодатью Всемогущего Господа и Бога сохранена! А что ваши недостатки и долги посредством связи вышеозначенных, поступили на вас, много не скорбите - Всесильный и Всемогущий Премилосердый Господь нечувствительно вам к уплате вспомоществует и от всего развяжет, только понудьте себя удержаться от ропота и потщитесь, по возможности сил ваших, благодарить за все: как за находящие скорби, так и за неисследоваемый Его промысел и милосердие!

Не ропщите на Бога и на людей

Вы пишете, что погружаетесь ропотом на создавшего Вас Господа. Это, конечно, погрешительно - но умоляю вас любовию Спасителя нашего не отчаивайтесь, но обратитесь и прибегните к Милостивому Господу Иисусу Христу, признайте грех свой со смирением и просите у Него прощения и милости. Не сократились щедроты Его и до века не сократятся, но кающимся и толкущим двери милосердия отверзаются, т.е. ваши согрешения вам милосердием отпускаются.


А что пишете, что на меня скорбите, сие не удивительно, и я человек подобострастен вам, но усердно прошу и молю потерпите, что посылает Господь. - Он силен вас утешить всеми благами земными, только предайте себя безропотно Промыслу Его, а все скоро изменится. Господь Премилостивый да простит тебе вся согрешения твоя вольные и невольные, да спасет тебя, и да покрыет от всех наветов вражиих.

В ропоте раскаемся перед Господом

Ваше выражение неприятно, и душевредно, и похоже на ропот на Премилосердаго Бога, в сем раскаемся пред Богом - впредь да положим начало таковых слов не произносить; вы, матушка, помните то, что «ему же дано будет много, много и взыщется, и видевый раб волю Господина своего и не творивый биен будет много» (Лк., XII, 47-48). Не вам должно быть самодовольным во сем преподанном от Премилосердаго Бога, он Един весть, что кому положить.

Избегать ропота, как тлетворного яда

А от ропота себя, яко тлетворного яда, удерживать. И в сем много не предавай себе смущению и отчаянию. У вас внутри и вне возобновились противные действия, потому что они внутри укрывались и таились, а как пришло нечаянно действие яростной части и огорчение со рвением, то сими винами открылись и вознеистовились. Но да прибегаем по Бозе к Единой предстательнице и покровительнице всеобщей нашей заступнице Пресвятой Богородице и Деве Марии! И Та своими всесильными молитвами и ходатайством уврачует наши все болезни телесные и душевные!

Рукоделие

Рукоделие отгоняет уныние

Приятные строки ваши удостоился читать и содержанию внимать. Слава Премилосердому Господу, хотя мало укрепившему ваши силы к деянию рукоделия. Мы со благонадежием уверены, что вам время проходит отрадою, и уныние и скука поудалены от вас! И вы отчасти и маменьку ободряете и подкрепляете чувства и мысли ее от малодушия. За послушание ваше к нашему ничтожеству в сообщении денег мы благодарствуем. О свободе вашего благонравия и в повиновении с любовию проходящей - утешения!

Если оставишь Божественную службу, не будешь иметь успеха в делах

Не надейся на то, что ты можешь успеть более в рукоделии, оставляя Божественную службу: напротив, более будешь иметь скорость и успеха, когда будешь тщиться о благоугождении Божием.

Самоукорение

Господь заповедал искать смирения и самоукорения

Весьма странно для слуха твоего устроение, тем паче мнение, что тяжесть собственного унижения приводит тебя до бесчувственности. Это ни с чем не сообразно, ни с Писанием, ни с натурою вещей. Господь заповедал, чтобы искать спокойствия во смирении: «Научитесь от Мене» и прочее (Мф., XI, 29). Св. Давид вопиет: «Во смирении нашем помяну, Господь премудрость творит»; «Господь гордым противится, а смиренным дает благость» (Иак., IV, 6). Святые Отцы, искусом проведшие сие, удостоверяют нас. Св. Дорофей пишет: «Каков не имать покой, иже себя укоряй и уничижай, и, аще что и случится ему скорбно, имать предварив себе того достойна, и не смущается». Подобно Лествичник и другие отцы учат о неизъяснимой пользе от самоукорения, а ты, напротив, отягощаешься, поэтому оно ложное и неправильное.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>