Аудио-трансляция

Гос­подь мо­лил­ся за рас­пи­на­ю­щих, а пер­во­му­че­ник Сте­фан мо­лил­ся за уби­ва­ю­щих, что­бы не вме­ни­лось им в грех, гла­го­ля: „Не ве­дят бо, что тво­рят". Де­лай то же, и по­лу­чишь ми­лость и по­мощь Бо­жию, и ус­по­ко­ишь­ся.

преп. Амвросий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

Пост

Всю праздничную седмицу можно есть скоромное

Мария Алексеевна вопрошает мою худость о том, что можно ли кушать ей всю седмицу праздничную скоромное. Ответствую: ежели не противно здоровью и желудку ее, то всячески можно, и церковь святая разрешает всем православным христианам, в гости же, ежели случится в позволительные дни, то и там можно употреблять. Не опровергаю воздержание, - оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. - Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь.

Постриг

О постриге болящей

Постарайтесь исполнить долг любви христианской, упокоевая болящую по мере ваших сил и разума. Что касается до ее пострижения, то и на сие, аще воля Господня будет - то совершится или руками человек или ангелов, для наших потемненных очей невидимо в час исхода души. Произволение болящей Всевидящим Сердцевидцем принято, и ей надлежит вспоминать о Пимене многоболезненном и уповать на милость и Премудрость Господа нашего, могущего совершить ее желание средствами, от нас, малодушных и гордых, плотским смыслом сокрытыми.

Правило

О келейном правиле: на правило берут благословение у духовника;
оставление правила восполняется покаянием и смирением

Вы изволите писать о правиле келейном, и вы возусердствовали оное выполнить, а потом вспомнили, что святых отцы не повелели вам ничего не предначинать без совета предуспевших старцев, то вы по своему усердию заблагорассудили и мою худость предпочесть. Да будет вашей любви известно, что правило святыми отцами предложено монашествующим и прочим, желающим в мире безмолвно и безмятежно благоугодное жительство продолжать, единственно для того, дабы призренным не быть; о чем явственно пишет преподобный Исаак Сирин в 11-м слове: «не от самих в день оне осудит нас Бог, ниже о праздности от молитвы, но за неоставление сих; внегда бо обрящут место, и внидут, и затворит двери чертога, тогда исполнят нас мучительнее и не чисто, яже под божественным ответом содержат делателей своих со отмщением земнующим и бываем подручницы оставления ради малых сих, яже Христа ради попечения сподобляются, яко же писано есть о премудрейших: яже не повинуя Богу свою волю, повинется сопернику своему». Вы не удивляйтесь сему, что вам попустилась леность и расслабление, но еще благодарите Господа, что не попустил вам самочинием себе управлять и высокомудрствовать, но единственно попустилось для того, дабы ты познал немощь свою и ничтожество и не мудрствовал бы, яже не подобает мудрствовати; но, по апостольскому завещанию, смиренными вести себя и прочее...


Однако когда свободное время позволит вам, и заблагорассудишь оное правильце выполнить, я сие почитаю за полезное и душеназидательное и, согласно с вышеозначенным св. Исаака выписанным, за св. послушание проходить, а когда по каким- нибудь обстоятельствам упустишь, исповедью восполнить. Должно вам разумевать и о воздержании всевозможно, против лености и сна понуждаться, призывая помощь Божию и молитвы св. отец и духоносных старцев. И паки, когда чем побеждены будем, - покаянием, и раскаянием, и самоукорением, по апостольскому совету, «с терпением да течем на предлежащие нам подвиги» (Ев., 12, 1).

Какими правилами руководствоваться, живя в миру, если в сердце вы решили поступить в монастырь.
Умеренность необходима для новоначальных и для поступающих в монастырь.

Вы, прелюбезнейший, по своему неограниченному благорасположению и вере изволите вопрошать мою худость, какими вам правилами руководствоваться, когда жизнь ваша продолжится в мирском пребывании.


Но, о прелюбезнейший, ваш вопрос благопотребен и похвален. Я с моей стороны недостаточен, чтобы дать на сие ответ, да это претрудно и неудобно, поелику я ваших всех пренужных занятий не знаю, да и худо понимаю. А при том, отчасти из письма вашего видно, что вы по ревности своей и пылающему в сердцах ваших чрезмерному усердию жаждете во утверждение своего намерения принять побольше правил, чего читать и побольше поклонов класть.


Но я, хотя все худ и непотребен, но, живя в монастыре, уже сближаешься с народом, то отчасти испытал и многих видел сначала текущих и поползнувших. - То есть перелетали, много поклонов клали и от неумеренности свои чувства смутили и, отчаявшись, уклонились, и поползнулись, и не достигнули своего спасения - пали падением дивным и соблазн многим сделали. И я, непотребный, все сие соображая и своими скудоумным рассуждением воображая, напоминаю преподобных Исаака Сирина и Иоанна Лествичника и прочих, Духом Святым движимых, которые написали нам шествовать царским путем (то есть, умеренную жизнь себе избирать, умеренными правилами довольствоваться, - умеренному же и претрудне пребывающему деланию цены нет.


И преподобный Иоанн Лествичник в 4-й степени пишет так: "Диавол влагает в послушников желание невозможных добродетелей, подобно безмолвникам приписывает он чужие подвиги. Загляни в помышления неискусных послушников и обрящешь там мысль заблужденную: обрящешь в них желание безмолвия, жесточайшего пощения, но развлекаемые от разных мыслей молитвы, совершенно славы суетной отвержение и забвение памяти, беспрестанного о грехах сокрушения, наикратчайшего безгневия, глубокого молчания и превосходнейшего целомудрия. Они при вступлении в иноческий подвиг, сих добродетелей по особенному Божию Промыслу не достигнув, напоследок, в намерении своем обманувшись, вовсе от него отпадают, ибо враг внушает им искать их прежде времени с тем, чтобы в довольном в оном обретении настоящего опыта не получат. Надеюсь, что вы по своему благоразумению не откажитесь мое от моего слабого предложение, которое, надеясь единственно на вашу веру и усердие, собираюсь преподать душе вашей некое советование и благонадежием себя питаю, что со тщанием и упованием будете оное проходить, то силен Господь и всемогущ уладить ваши чувства душевные и далее мало-помалу преуспеете.

Упущение правила сопровождайте смирением и покаянием.
Молитвенное правило во время великого поста.

Если случится Вам сделать упущение правила по какой-либо благославной вине, то сие совершайте со смирением духа и покаянием; но будьте же и осмотрительны, т.е. чтобы не лености ради сие было. Когда позовут вас в гости, если востребует сего необходимость, идите с миром Божиим, но скорее старайтесь возвращаться в дом ваш. Также и на брак не гнушайтесь идти, только с большею осмотрительностию: в сем случае будьте постоянны в поступках кротости и воздержания, не зазирая же и не осуждая поступки других, коль скоро заметите начало неблагоустройных глумлений, не ожидая дальних, извинившись, поспешайте домой. При том не на всякую просьбу на брак соглашайтесь, но более устраняйтесь, а ходите только на самые необходимые браки, т.е. к ближним родным или к благочестивым о Господе друзьям.


Если в доме будете совершать правило, то более означенного не прилагайте нисколько, а когда силы ваши будут, то хоть и прибавьте для одного великаго поста две кафизмы Псалтыри в сутки. Но когда будете первою и последнюю неделю ходить в Церковь, то и все правило оставьте, кроме Апостола и Евангелия. Относительно поклонов, скажу вам: как в первую и последнюю неделю будут класть в церкви поклоны на часах, так и вы кладите положенные на ряду, а именно: Господи и Владыко живота моего и проч. Кроме ничего. Прочее Господь да вразумит Вас и просветит.

Упущение правила заменяйте раскаянием и смирением

Ежели что оставите из правил, то заменяйте раскаянием и смирением. Благодарите же Бога, что он вас обучил терпению; и ныне всякий случай должен быть уроком к научению терпения не только от внешних, но и от внутренних духов злобы, понуждающих к действию страстей или к отчаянию. Сами поучайтесь в учении св. отцев, но более в деятельных, а не с умозрительных, от которых вы уже пострадали, прежде времени взыскав оную, что даруется во время свое, по деланию и трудов и совершенном смирении.


Хотя и с принуждением, принимайтесь за правило и за чтение духовных книг.

Бог, видя ваше понуждение, пошлет свою помощь

Пишите вы о своих немощах, лености и нерадении и прочее и что разве с понуждением только принимаетесь за правило и за чтение духовных книг. - Находясь на поприще духовной брани как же не иметь противления и борьбы от врага? В том показуется или искушается наша вера и любовь к Богу, когда мы, хотя с принуждением, приступаем к делу. Бог, видя наше понуждение, пошлет и помощь свою. Так что с покоем все будешь исполнять, но тогда уже будешь знать, что не своею силою, но Божиею помощию творишь. Когда же бы легко проходила какую-либо добродетель, то приписывала бы своим силам и пленялась бы умом в высокоумии, а оное большой вред с мнимыми исправлениями принесло бы, нежели теперешнее неисправление, тут и по нужде имеешь мысль смиренною, не видя в себе ничего доброго, но не отчаиваясь, и от сего часть Божия есть, и получаешь прощение свыше тебе.

Прелесть

Что такое прелесть?

...Изволите ли знать, что есть прелесть. Прелести суть разнообразные имут действия, по мере возношения ума и сердца, помрачается ум и пленяется от занятия собой. Само мышление верует мнениям и мечтам, представляемым ему от всеобщего врага-диавола - сие значит прелесть.


Кто начнет нудить себя, повинуясь преданиям святых отец и отсекая свои хотения, тому Господь дарует смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть.


Благодарение Господу и всем, что сестрам Евдокии и Елене за молитвы ваши и отец наших, кажется, по-видимому, пооблегчается в ней действие прелести, и Господь силен и всемогущ подать ей Своею благодатию помощь и чувство к отсечению своей треклятой воли, которую употребляя и всякие помыслы принимая, ввергнула сама себе в ров пропасти. Кто начнет нудить себе, повинуясь преданиям св. отец и отсекая свои хотения, Господь дарует тому смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть! Спаси вас Господи, что вы подтвердили ей мои недостойные советы, и аз окаяннейший такожде по своему слабому понятию питаю себя надеждою, что ей Господь за бывшее ее младенчество и младоумие дарует освобождение!

Примирение

Употребите все средства к примирению

Вы, находясь в двоедушии и смущаясь помыслами, спрашиваете, писать ли вам к вашему мужу или нет? На сие ответствую: прежде всего вникните хорошо во глубину вашего сердца и рассмотрите себя, - в каком отношении к нему находитесь: мирны или нет, не подали ли вы причин к разрыву супружеских уз ваших?


Употребите все средства к примирению, - сие угодно пред Богом. Даже и тогда, когда б вы были и правы, но смирением вашим старайтесь с ним примириться и приобрести его, если уже не для себя, но для Бога. Не отлагая время, приступите к сему, и Господь вас не оставит.

Причастие

Смущение перед причастием попускается от врага

Вы изволите писать насчет вашего отлагательства к таинству исповеди и святому приобщению и что даже духовник казался вам страшен! Но однако Милосердный Всемогущий Господь изобличил томящего вас злокозненного врага, всевающего плевелы в вашу незлобивую душу, и показал вам явственно, что все мнения оказались ложными и непотребными. А потому положим начало при помощи Господней впредь не отлагать время за время, и день за день, но с усердием, и благоговением, и упованием да потщимся приступать почаще к святым и животворящим тайнам!


Вы уже на самом опыте в день приобщения святых и животворящих таинств чувствовали душевную отраду, довольно утешительную и прохладительную, трезвением и легкостию преисполненную! Но хотя на другой день и попустилось вам за суету излишнюю и рвение тягость, сон и прочее, то это многим от Господа попускается, дабы мы при содействии дарованной радости и утешений не облегчили себя от трудов деяний и тесноты. Смирением и помощию Всемогущего Господа позволено нам победить и посрамить прегордого Голиафа!

Приготовление к причастию

О сем благодарение Господу Великодаровитому, что даровал вам чувство в Успенский пост к приуготовлению Святых и Животворящих Таинств! Но только жалко о том, что имела тонкое негодование на свою благодетельницу и искусительницу всего произволения и мудрования госпожу N, которая хотя и довольно по навету вражиему вас с маменькою во огорчение приводит, но от сего, кто расположится совершенно покровительству Всемогущего нашего охранителя и искупителя Господа Иисуса Христа, и по выслушании всех стропотных и язвительных произношений от противомудрствующего лица, претерпевши со благодушием все неприятности и оставшись при своем благостройном мудровании, воистину дерзаю рещи, что в подвиг ему вменится и приобряшет за сие себе значительное душе своей мздовоздаяние! Но только нам остается с вами молить и просить Премилосердаго Господа, дабы, по Своему неизреченному милосердию, даровал нам мужество и терпение.


Что вас совесть очень укоряла за принятие ее после причастия и более за то, что против чувств ласковость оказывали и что вы ту заутреню всю предрещали, - сие от врага всеобщего, потому что он ненавистник христианскому роду, а наиболее противу тех, кои хотят стяжать прияти внутрь защитителя и искупителя в виде тела и крови Господа нашего Иисуса Христа! То вы теперь и в будущее время, как познавши и испытавши на самом опыте его козни, брань и отягощения, опять старайтесь со тщанием и осторожностию приуготовляться.


А особливо яко девица, то и должна свои все чувства со всевозможностию хранить, а наиболее зрение и слышание. Ежели бы вы внимали себе и молитву устную держали - она бы вам не попустила заняться таковым бесчинным и соблазнительным смехом.


Но однако видите, как Господь милосерд, что и при таковом твоем худом приготовлении по приятии Св. Таинств ощутительно утешил и обличил внутренние скорби твои. А ежели старались приуготовлять себя по-надлежащему, то и сугубо утешены были! Это вам было попущено за ваше высокоумие и самомнение бесовским действом.

Смущение после причастия попустилось за самонадеянность

Господь да простит вас и дарует вам мир и спокойствие душевное. Что попустилось вам высокоумие, когда вы по принятии Св. Даров сподобились тишины и спокойствия и радовались, что уже можете понести испытание, - за каковое самонадеяние и пострадали смущением. Это пусть послужит поучением впредь не высокомудрствовать, но смирять себя, принимать все, что чрез помощь Божию получаемо.

Недомогание после причастия следует приписать своему нерадению или высокоумию

Поздравляем вас с праздником Успения Пресвятой Богородицы и с принятием пречистых Таин Христовых, которые да будут вам во здравие души и тела.


Смотрите на смущение и болезни равнозначно, предавая все на волю Божию. У вас по принятии Св. Тайн сделалось в груди остановка - надобно приписать это своему нерадению или высокоумию. К смирению посылаются вам и другие действия, но никогда глубокому смущению себя не должно придавать. Смиритесь и не скорбите, - Мария Египетская 47 лет не причащалась, но сияла светом благодати.

Промысел Божий

Промысел Божий нами управляет

Вы пишете, что нареченный зять болен до того, что близ смертного одра. Создатель Господь все создал, под Его властию все существует, Он мертвит и оживит. Я уверен, что вы сему веруете и принимаете слова и учение, которое берется из Священного Писания, как происшедшее от Бога. Священное же Писание показывает нам, что Промысел Божий нами управляет, из коих вам один текст приведу в доказательство. Господь глаголет в книге пророк Исаии в 49 главе 15 стихе: "Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадие чрева своего, аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе».


Из сих слов видите, как Господь печется о нас. Если полезно будет вашему нареченному зятю, то даст ему Господь здравие и воздвигнет от одра болезни, что и желаю видеть. За сим поручаю вас Покрову Божию и слову благодати Его.


Вручай себя и ближних Промыслу Отца Небеснаго: будь умереннее и не допускай сердца до безмерного и безрассудного огорчения.


С желанием тебе мира и спасения скажу тебе по сердцу: не должно столь много беспокоиться об участии родных, но более в терпении души возлагаться на Господа, тем паче, что такая привязанность как бедственная для сердца, чужда преданности Вышнего, так и потому, что все случаи не суть слепые, но водимые Провидением Мироправителя. Сколько бы мы чувствительны не были, но никогда столько не можем сострадать о ближних, как Творец наш, чем же мы чувствительнее к какому предмету, тем слепее в рассудке о нем, а для того-то наиболее и должно священно вручать себя и ближних наших Промыслу Отца Небесного, - быть как можно умереннее, не допускать сердца до безмерного и безрассудного огорчения. Тебе не должно и входить в посредство их, когда уже вступила в достойнейшее Божия самоотвержения звание. О них, посильно соболезнуя, говорить в душе своей: «воля Господня да будет» и возвергать печали на Господа, а себя стараться направлять о Господе. - Дорожи временем: оно невозвратно, внимай более себе, да состоит в сем твой подвиг!

Промысел Божий устрояет все на нашу пользу

Где же ты оставила Промысл Божий, пекущийся о всех, а купно и о тебе, устрояющий все на пользу и попустительными случаями дающий нам средство к познанию своих страстей и искоренению оных, - а ты все винишь людей.


На описанные в последнем письме твои случаи писать подробно ни сил, ни времени не достает, а только видим все тебя обиженную и скорбящую о сем. Мы не можем отвратить от тебя руки Божией, но ты можешь умилостивить Бога, когда начнешь идти путем христианским, и сначала хоть скорби, но о том, что не перенесла оскорбление, а не о том, что оскорблена, - на сие устроение призрит Бог и будет надежда к исправлению.


Мы должны быть уверены, что Промысел Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями. Тебе хотелось в пути видеть меня, чтобы передать нечто недоконченное, но, видно, в сем не предлежало нужды и не было бы тебе пользы, - так и не исполнилось по Божию смотрению, после ты и сама сие усмотрела и успокоилась.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>