Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ве­ли­кое име­ем мы, ве­ру­ю­щие, ору­жие – это си­ла Жи­вот­во­ря­ще­го Крес­та. Как по­ду­ма­ешь, страш­но ста­но­вит­ся за не­ве­ру­ю­щих, они со­вер­шен­но бес­по­мощ­ны: это все рав­но, как ес­ли бы че­ло­век со­вер­шен­но бе­зо­руж­ный ночью отп­ра­вил­ся в дре­му­чий лес,– да его там рас­тер­за­ет пер­вый по­пав­ший­ся зверь, а за­щи­тить­ся ему не­чем. Мы же не бу­дем стра­шить­ся бе­сов. Си­ла крест­но­го зна­ме­ния и имя Ии­су­со­во страш­но для вра­гов Хрис­та, нас спа­сет от лу­ка­вых се­тей ди­а­вольс­ких.

преп. Варсонофий

Крест­ное зна­ме­ние долж­но на се­бе по­ла­гать или с име­нем Свя­той Тро­и­цы, про­из­но­ся: „Во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха", или с име­нем Еди­но­го от Тро­и­цы, нас ра­ди во­че­ло­веч­ша­го­ся и во­лею рас­пен­ша­го­ся, про­из­но­ся: „Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­на­го".

преп. Амвросий

Не мо­же­те ос­та­вить та­бак ку­рить... Не­воз­мож­ное от че­ло­век – воз­мож­но при по­мо­щи Бо­жи­ей, толь­ко сто­ит твер­до ре­шить­ся ос­та­вить, соз­на­вая от не­го вред для ду­ши и те­ла, так как та­бак рас­слаб­ля­ет ду­шу, ум­но­жа­ет и уси­ли­ва­ет страс­ти, омра­­ча­ет ра­зум и раз­ру­ша­ет те­лес­ное здо­ровье мед­лен­ной смер­тию.

преп. Амвросий

Страницы: <12

Последние дни

В феврале 1928 года я узнала, что у него открылась грыжа и что доктор признал его положение опасным. Я мгновенно поехала к нему. Батюшка позвал меня к себе. Он полусидел на постели с очень светлым помолодевшим лицом, с блестящими и страдальческими глазами...

Меня пронзило такое ощущение его святости и вместе — моей неразрывной связи с ним, и боли за его человеческую боль, что я только тихонько опустилась и поцеловала его сапожки.

А когда я подняла голову, увидела, что лицо его все просветлело нежностью и что он крестит меня. Он сказал мне: «Н. Ты видишь, я умираю».

...Я очень растерялась от прямого его слова о смерти. Он долго смотрел на меня:

— Ты не погибла. Ты грешна, но дух у тебя истинно христианский. Эти же слова он сказал мне во время первой моей исповеди у него в 1922 году.

Преподобный оптинский старец Нектарий ...Потом смотрел на меня: «Над тобой туча демонов. Ты непременно исповедуйся и причастись». Я сказала: «Я так бы хотела исповедаться у Вас». Он улыбнулся: «Я от тебя не отказываюсь. Только груз у меня. Ты исповедайся у другого православного священника. И только в красную церковь не ходи».

...Он еще посидел немножко с очень отрешенным и бесстрастным лицом и ел сухарики. Потом поднял голову и сказал: «Пойди теперь. И завтра пораньше уезжай».

...Он благословил меня и сказал: «Ночью перед отъездом приди ко мне»... До трех часов ночи пролежала я без сна... Пробило три. Иду на батюшкину половину. Из темноты голос: «Н.! Воды!»

На лежанке, в аршине от Батюшки был чайник с водой и пустой стакан, но дотянуться до них, и тем более налить воды у Батюшки не было сил. А перед этим у него была рвота. Я напоила его. Он попросил положить в воду сахару и долго выбирал нужный кусок: «Вот этот положи, квадратный». Потом он приподнялся и спустил ноги с постели. Он был в белом халатике с отложным воротником, и опять юным и белым было лицо.

Он заговорил очень отчетливым, ясным и громким голосом. Я поняла — сейчас опять говорит только Старец: «Я умираю и вымолю тебя у Бога. Я все твое возьму на себя. Но одно испытание ты должна выдержать сама. Ты должна выдержать опять такое же искушение: если ты покончишь с собой — не взыщи!» И голос его стал нежным: «Н.! Умоляю тебя, выдержи, вытерпи. Но когда я умру и меня не будет, ты вспомни то, что я сейчас говорю тебе. Как придет искушение, ты только говори: «Господи, помилуй!»

Я посмотрела на него. Чего-то я не понимала и спросила: «Батюшка, о чем Вы говорите: о прошлом или о будущем?» Он улыбнулся: «И о настоящем».

Я сказала: «Я боюсь».

— А ты не бойся. Ты только сохрани Причастие, и все будет хорошо...

Потом был разговор о некоторых моих знакомых. Сначала о. Нектарий кое-что говорил, а потом сказал: «Я больше в ваши мирские дела входить не могу. Помни, что я — монах последней ступени». Тут я увидела, что лицо его делается усталым, и голос слабеет.

— Что мне прислать Вам?

— Благодарствую. Ничего не надо. Только вина... портвейна. Я им свои силы поддерживаю...

А потом Батюшка сказал очень строго:

— «Передай всем, что я запрещаю ко мне приезжать». Пауза... Другим жалобным тоном:

— Передай, что я умоляю, чтобы не приезжали: мне от этого еще больнее.

Я видела, что слабость Батюшки с каждой секундой увеличивается. Я вспомнила, что у меня целый список вопросов... но Батюшка уже бледнел у меня на глазах.

— Пощади меня, больше не могу.

Лицо его совсем побледнело... Он что-то невнятно пролепетал и стал клониться на бок... Вошел хозяин и стал помогать мне: взял Батюшку за туловище, я — за ноги, и мы удобно уложили его. Он лежал на боку и чуть заметно перекрестил меня.

— Андрей Евфимович, проводите их.

Я поклонилась ему и вышла.


...На хуторе у Василия Петровича он говорил мне: «Поедем в Японию, там Православие сохранилось...»

О духовных подвигах не рассказывал, только сказал как-то: «Сидел я в своей келлии и каялся. И ничего нет на свете скучнее покаяния. А надо», — и засмеялся.

...Тихий, тихий вечер в Холмищах. Батюшка в своем кресле.

— Ты знаешь, как сладок отдых после труда. Вот я теперь отдыхаю.

Он говорит о трудностях предстоящей мне жизни. Я огорчилась...

— Можешь ли ты понять? Это — о самом высоком. Бог — Любовь есть. И Христос по любви сошел в мир. А Мария Египетская в пустыне была по любви.

Рассказывали, что во время ареста, когда власть требовала, чтобы Батюшка отказался от приема посетителей, ему явились все Оптинские старцы и сказали: «Если ты хочешь быть с нами, не отказывайся от духовных чад твоих». И он не отказался.

А второе явление Оптинских Старцев было ему тогда, когда хотели увезти его из Холмищ, тогда они запретили ему уезжать.

Я чувствовала свою ответственность за неудачный выбор местожительства для Батюшки (в Холмищах), умоляла его позволить мне поискать другую квартиру, но он сказал: «Меня сюда привел Бог».

<12