Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Все че­ло­ве­че­ст­во мож­но раз­де­лить на две час­ти: фа­ри­сеи и мы­та­ри. Пер­вые по­ги­ба­ют, вто­рые спа­са­ют­ся. Бе­ре­ги­те соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. Это – са­мое дра­го­цен­ное пе­ред Бо­гом. Что спас­ло мы­та­ря? Ко­неч­но, это соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти: „Бо­же, ми­лос­тив бу­ди мне греш­но­му!" Вот эта мо­лит­ва, ко­то­рая прош­ла уже поч­ти два ты­ся­че­ле­тия. Но смот­ри­те, мы­тарь соз­на­ет се­бя греш­ным, но в то же вре­мя на­де­ет­ся на ми­лость Бо­жию. Без на­деж­ды нель­зя спас­тись.

преп. Варсонофий

Ес­ли ког­да сог­ре­шишь и тот­час об­ра­ща­ешь­ся к Бо­гу ка­я­ся – это очень хо­ро­шо. Так и долж­но. И Гос­подь прос­тит. А ду­хов­ни­ку или стар­цу пос­ле ска­зать – ес­ли ва­жен грех.

преп. Анатолий

Ежед­нев­но пе­ред сном на­до вспом­нить гре­хи, со­де­лан­ные за день, и по­ка­ять­ся в них пред Гос­по­дом.

преп. Никон

Всеведущий Бог избирает

24 октября – память Собора Оптинских святых: преподобных
Льва (†1841)1, Макария (†1860)1, Моисея (†1862)1,
Антония (†1865)1, Илариона (†1873)1, Амвросия (†1891)1,
Исаакия I (†1894)1, Анатолия старшего (†1894)1, Иосифа (†1911)1,
Варсонофия (†1913)1, Анатолия младшего (†1922)1, Нектария (†1928)1,
Никона исповедника (†1931)1, Исаакия II, священномученика (†1938)1.
Престольный праздник Оптиной. В 2019 году – 190 лет со времени появления старчества в Оптиной пустыни (1829, первый старец – преподобный Лев)

 Оптина пустынь, которая была основана в ХIV веке, по преданию, раскаявшимся атаманом разбойников Оптой (в схиме Макарием), прославилась в ХIХ – начале XX веков целым сонмом русских подвижников. Именно в этот период обитель, ранее переживавшая период упадка, фактически стала неформальным центром духовной жизни России, по выражению отца Павла Флоренского, «духовной санаторией многих израненных душ».

Старческое служение процвело в Оптиной на основе, заложенной великим старцем – преподобным Паисием Величковским, возрождавшего традиции исихазма (православного аскетизма), ставшего основой Оптинского старчества. Преподобный подвизался на Афоне и затем в Молдавии. К тому же в Оптиной пустыни продолжилась начатая великим старцем переводческая и издательская деятельность.

Большой авторитет в общественном сознании Оптинские старцы приобрели на фоне начавшихся в 60-е годы XIX века преобразований в России. Отмена крепостного права, зарождение интеллигенции, появление многочисленных революционных организаций – всё это привело к том, что у старцев Оптиной пустыни стали искать ответы на духовные, мировоззренческие вопросы не только простые люди, но и знаменитые русские писатели и философы, представители Дома Романовых. Для исповеди и бесед со старцами Оптину пустынь посещали Н.В. Гоголь, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, а также Великая княгиня Елизавета Феодоровна1 , Великий князь Константин Константинович Романов, поэт, писавший стихи под псевдонимом «К. Р».

* * *

Иеросхимонах Лев (Наголкин, 1768‑1841) – первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
«Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь»

 


Иеросхимонах Макарий (Иванов, 1788‑1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нёс великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
«Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет».


Схиархимандрит Моисей (Путилов, 1782‑1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
«Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете».


Схиигумен Антоний (Путилов, 1795‑1865) – брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова.
«Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: «Стерплю это я для Иисуса Христа!». Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно».


Иеросхимонах Иларион (Пономарёв, 1805‑1873) – ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твоё сердце».

 

 

 


Иеросхимонах Амвросий (Гренков, 1812‑1891) – великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ – искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве.
«Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются… а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться и нечего сказать».


Схиархимандрит Исаакий I (Антимонов, 1810‑1894) – приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
«Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию; в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных…»

 


Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов, 1824‑1894) – скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
«Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно – об этом мы не знаем. Он – Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй».

 


Иеросхимонах Иосиф (Литовкин, 1837‑1911) – ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озарённым благодатным божественным светом.
«Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнём роптать».

 

 


Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков, 1845‑1913) – скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.
«Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют её до самого Страшного суда. За неё не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – гибель».


Иеросхимонах Анатолий (Потапов, 1855‑1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
«Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!» 

 


Иеросхимонах Нектарий (Тихонов, 1856‑1928) – последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.
«Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придёт в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».


Иеромонах Никон (Беляев, 1888‑1931) ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
«Иисусова молитва заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его».

 

 

 


Архимандрит Исаакий II (Бобраков, 1865‑1938) – последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Этот святой старец четырежды претерпел тюремное заключение и увенчал свою исповедническую жизнь мученичеством за Христа.
«От креста своего не побегу!»

 

 

* * *

Оптинские подвижники следовали принципам послушания, глубокого смирения перед Богом, их образ жизни соответствовал тому, что преподобные проповедовали. Они знамениты разными духовными подвигами.

Одни воздержанием и постом, другие смирением и милосердием, третьи провидческим дарованием, исцелениями. Но всех их объединяла великая отеческая любовь к своему народу, которая врачевала души, направляла к покаянию и возрождению.

Множеству русских людей они оказали свою благодатную помощь, совершая пророческое служение для всех слоев русского народа – от крестьян до высшей знати.

Сохранились сведения о многочисленных предсказаниях Оптинскими старцами Первой мировой войны, революции, гибели Дома Романовых, гонений большевиков на Православие, последующего возрождения Церкви в России и других событий.

Одной из главных тем, которой уделяли внимание в своих поучениях преподобные отцы, стала молитва. Важность молитвы для человека и, в частности, для его спасения, условия, при которых она совершается наиболее благоприятно, а также духовные уровни молитвенного пути – все эти темы, так или иначе, оказались отражены в их обширном литературном наследии, Оно издавалось и переиздаётся под названиями «Письма Оптинских старцев», «Поучения Оптинских старцев», «Беседы Оптинских старцев», «Молитвослов Оптинских старцев», «Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских» и является одним из духовных кладезей русского Православия.

* * *

После революции декретом Совнаркома от 23 января 1918 года Оптина пустынь, притягивавшая к себе массы людей, была закрыта одной из первых. Окончательное упразднение обители и выселение монахов началось с закрытия Казанского собора 6 августа 1923 года.

Но обитель также в числе первых – 17 ноября 1987 года – возвращена Русской Православной Церкви и возродилась. Нескончаем поток паломников в Оптину пустынь.

Каноническое прославление Оптинских старцев началось на Поместном соборе Русской православной Церкви 1988 года. В этом году был канонизирован иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы были прославлены поначалу как местночтимые (26 июля 1996 года), а в 2000 году – общецерковно. 25 декабря 2009 года служба Собору преподобных Оптинских старцев была утверждена Священным Синодом.

Мощи преподобных отцов Оптинских почивают: во Введенском соборе1 – преподобных Амвросия и Нектария, в Казанском храме1 – преподобных Моисея, Антония и Исаакия I, во Владимирском храме1 – преподобных Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.

Святые мощи преподобноисповедника Никона и преподобномученика Исаакия II (Бобракова) не обретены.

К преподобным отцам Оптинским можно отнести слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского:
«Всеведущий Бог избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определённое Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца. Господь в своё время препоясывает и ведёт Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти».

И преподобные отцы Оптинские в Отечестве Небесном молят Бога о спасении России, нашей Церкви, благословенной Оптины, народа православного с тою же духовною силою, с какою служили им в Отечестве земном.

Преподобные и богоносные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!


Николай Головкин. «Бог не оставит и милость Свою явит». См.: https://www.optina.ru/19_pamyat_st_lva/

Николай Головкин. «Со смирением повинуясь всеблагому Промыслу». См.: https://www.optina.ru/19_povinujas_promyslu/

Полное Житие преподобного Моисея Старца Оптинмкого. См.: https://www.optina.ru/starets/moisey_life_full/

Николай Головкин. «Смиренных любит Бог и благодать Свою на них изливает». См.: https://www.optina.ru/19_pamyat_st_antonya/

Николай Головкин. «Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику». См.: https://www.optina.ru/19_pamyat_ilariona/

Николай Головкин. «Сила Божия в немощи совершается». См.: https://www.optina.ru/19_sila_v_nemoschi/

Николай Головкин. «Ищите благ небесных». См.: https://www.optina.ru/19_ischite_blag_nebesnyh/

Преподобный Анатолий старший (Зерцалов). См.: https://www.optina.ru/starets/anatoliy1_life_short/

Николай Головкин. «Славословить Бога в вечности». См.: https://www.optina.ru/19_spamyat_st_iosifa/

Преподобный Варсонофий Оптинский. См.: https://www.optina.ru/starets/varsonofiy_life_short/

Николай Головкин. «Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя». См.: https://www.optina.ru/19_polozhis_na_volju_gospodnju/

Николай Головкин. «Россия будет богата духом». См.: https://www.optina.ru/19_rossija_budet_bogata_duhom/

Николай Головкин. «Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру». См.: https://www.optina.ru/19_gonenija_ukrepljajut_veru/

Преподобномученик Исаакий Оптинский II (Бобраков). См.: https://www.optina.ru/starets/isaakiy2_life_short/

Николай Головкин. В преддверии Русской Голгофы. См.: https://www.optina.ru/19_preddverie_russkoj_gologofy/

Введенский собор Оптиной пустыни. См.: https://www.optina.ru/temples/

Николай Головкин. «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго». См.: https://www.optina.ru/19_zastupnica_userdnaja/

Николай Головкин. «Образ Твой, над Русью вознесённый». См.: https://www.optina.ru/19_obraz_nad_rusju/

Подготовил Николай Головкин