Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

А как и мы чувству­ем за со­бой дол­ги пред Бо­гом, то и долж­ны не бе­гать на­ре­ка­ний, вы­го­во­ров и ос­ко­рб­ле­ний. Ими не толь­ко долг зап­ла­тит­ся, но и ис­це­лит­ся ве­ли­кая ду­шев­ная бо­лезнь — гор­дость — при­ло­же­ни­ем сих плас­ты­рей, с Бо­жи­ею по­мо­щию.

преп. Лев

Гор­дость бо­лее все­го ли­ша­ет лю­дей и доб­рых дел, и по­мо­щи Бо­жи­ей: где нет све­та, там ть­ма, а где нет сми­ре­ния, там зас­ту­па­ет мес­то гор­дость.

преп. Макарий

Кра­е­у­голь­ный ка­мень ино­чес­ко­го жи­тия есть сми­ре­ние. Сми­ре­ние и пос­лу­ша­ние по­мо­га­ют при­об­рес­ти раз­лич­ные доб­ро­де­те­ли, осо­бен­но в те­лес­ном от­но­ше­нии, но ес­ли есть гор­дость — все про­па­ло. По­доб­но то­му, как по­ги­ба­ют, де­ла­ют­ся ни­чем пя­ти­сот­руб­ле­вые кре­дит­ные би­ле­ты, бро­шен­ные в огонь. По­ка они вне ог­ня, они име­ют ог­ром­ную сто­и­мость, но лишь толь­ко по­па­ли в огонь — прев­ра­ща­ют­ся в пе­пел, ни­че­го не сто­я­щий. Или еще, че­ло­век с ве­ли­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми, но гор­дый — по­до­бен ог­ром­но­му ко­раб­лю, наг­ру­жен­но­му вся­ки­ми дра­го­цен­нос­тя­ми, но не вхо­дя­ще­му в прис­тань, а гиб­ну­ще­му сре­ди мо­ря. Так с од­ной сто­ро­ны ве­лик и ги­бе­лен по­рок — гор­дость, а с дру­гой — так спа­си­тель­но сми­ре­ние. На ко­го воз­зрю, толь­ко на крот­ко­го и сми­рен­но­го, тре­пе­щу­ще­го сло­вес Мо­их (ср.: Ис. 66, 2), — го­во­рит Гос­подь.

преп. Варсонофий

Страницы: <1234567>>>

Воспоминания об Оптинском старце Иеромонахе Нектарии

В виду того, что в прессе за последнее время появляются воспоминания различных лиц об оптинском старце отце Нектарии, я считаю долгом сообщить некоторые места из своего дневника, в который я записывала каждое свое посещение Оптиной пустыни и соприкосновение со старцами о. Анатолием и о. Нектарием.

Мое знакомство с Оптиной пустыней началось с апреля 1919 года.

Скажу несколько слов о себе. Я дочь крупных помещиков Полтавской губернии, была на высших курсах в Петербурге, потом перевелась в Москву.

прп. Нектарий Оптинский Среда, в которой я вращалась, была не церковной. В Петербурге я была вовлечена в оккультизм, а в Москве, разочаровавшись уже в нем, я все-таки жила вне церкви.
После смерти родителей и после всяких переживаний в связи с революцией, я возвратилась в г. Ромны Полтавской губ. Здесь я встречаюсь со своим теперешним мужем, о. Адрианом, который мне дает читать некоторые книги духовного содержания. Меня потянуло поехать в Оптину Пустынь. Почему я тогда поехала к о. Анатолию - не знаю. Понятия о старцах я почти не имела. Прочла только Трилогию Лодыженского (Сверхсознание, Свет незримый и Темные силы) и книгу Нилуса «На берегу Божьей реки», и мне захотелось поехать к старцу собственно для того, чтобы вообще на него посмотреть и от него услышать какие-то предсказания будущего.

Вместо предсказания будущего - пережила радостные минуты покаяния и необыкновенное состояние мира и покорности воли Божьей. Я так расположилась к батюшке, что потом достаточно было вспомнить о нем, чтобы приобрести мирное, светлое состояние духа.
С батюшкой переписывалась, посылала ему продовольственные посылки; брак был также с его благословения, и батюшка был записан крестным отцом нашего старшего, покойного уже, сына Серафима.

В 1922 году, перед Успенским постом, получаю от батюшки о. Анатолия письмо, которое оканчивается так: «хорошо бы было тебе приехать отдохнуть в нашей Обители».
Сразу не собралась, не поняла, почему батюшка зовет приехать; а когда приехала в Оптину - было уже поздно; на другой день был 9-ый день со дня смерти дорогого батюшки. Батюшка о. Анатолий скончался 30-го июля 1922 года.

Грустно было; чувствовалась потеря близкого человека, которого никто заменить не может. К 9-му дню съехались различные лица, в разговоре с которыми, я узнала, что не я одна опоздала, были и другие опоздавшие, которых батюшка вызывал или письмом, или явившись во сне. Но были и такие, кто застали еще батюшку живым.

Узнала, что в скиту есть старец о. Нектарий, духовник братии, но тоскливо было думать идти к кому-то другому. Казалось, дорогого покойника никто заменить не может.

В то время (1922 г.) Оптина Пустынь была музеем, но продолжала существовать как монастырь благодаря тому, что заведующая музеем, Лидия Васильевна (фамилию ее не помню), была верующим человеком и всеми силами старалась, чтобы хотя в одном храме шло богослужение и чтобы вообще братия могла жить в ограде монастырской. При монастыре тогда еще существовало подворье Шамординского женского монастыря. Заведующей была схимонахиня Мария, очень духовно умудренная старица, жившая со своей келейницей - монахиней Ольгой; у них я и остановилась.

<1234567>>>